На Земле уже не осталось нетронутых земель

Обобщив археологические данные за три десятка лет, ученые увидели, что люди постоянно меняли среду обитания, предпочитая одни виды другим.

На Земле уже несколько тысяч лет нет нетронутых ландшафтов, утверждают авторы статьи в PNAS. Они представили исчерпывающие археологические данные, полученные в последние три десятка лет, которые показывают, как люди регулярно меняли ландшафты. Таким образом получены доказательства длительного человеческого влияния на распределение видов по всем континентам и островам. О содержании работы рассказывает пресс-релиз Оксфордского университета.

В работе, которой руководила доктор Николь Буавен (Nicole Boivin), принимали участие ученые из Великобритании, Германии, США и Австралии, сообщает пресс-служба Оксфордского университета. Портал Научная Россия на днях рассказывал о работе этой исследовательницы с флорой Мадагаскара.

Исследователи нашли новые аргументы, которые могут повлиять на дискуссию о том, какие виды нужно на самом деле сохранять. Они утверждают, что нетронутость планеты до индустриальной революции — это миф. По их мнению, нужно быть более прагматичными в своих усилиях сберечь природу и не гнаться за давно утраченным «естественным состоянием».

В работе ученые привлекли новые данные, включая образцы древних ДНК, стабильные изотопы и микрофоссии, применили новые статистические и компьютерные методы. Они показали, что большинство процветающих ныне видов растений, деревьев и животных были нужны нашим предкам. А большие вымирания начались тысячи лет назад из-за чрезмерной охоты и использования земли людьми.

Ученые выделили четыре крупных периода, когда люди наиболее сильно воздействовали на планету: это экспансия человечества в позднем плейстоцене, неолитическая агрореволюция, эра колонизации островов, урбанизация и торговля.

Согласно палеонтологическим данным, Homo sapiens обитал в восточной Африке примерно 195 тысяч лет назад и оттуда распространился в Евразию, Австралию, и 12 тысяч лет назад переселился в обе Америки. Рост популяции людей совпал с вымиранием ряда видов, самое значительное из которых — это сокращение 150 видов мегафауны на две трети, 50-100 тысяч лет назад: мамонтов, пещерных медведей, саблезубых тигров т. д. Это сильно повлияло на структуру экосистемы и распространение семян растений.

Второй период характеризуется появлением одомашненных овец, коз и крупного рогатого скота на Ближнем Востоке 10,5 тысяч лет назад. К примеру, выращивание домашних кур укоренилось в Англии во второй половине второго тысячелетия, и теперь число кур превысило популяцию людей в три раза. Домашних собак теперь почти один миллиард на Земле. А вот по-настоящему диких позвоночных животных исчезающе мало.

Осваивая острова, люди принесли с собой туда новые виды, огонь, вырубку лесов и хищническое отношение к местным животным и птицам.

Бронзовый век прошел под знаком интенсивного сельского хозяйства и торговли, в результате чего местные леса сменились посадками оливок, винограда и фиг. То, что считается древними лесами Франции, коррелирует с тем, что когда-то росло в Римской империи. В Британии по крайней мере 50 новых видов фруктов, трав и овощей были внедрены только в Римскую эпоху.

По словам Николь Буавен, нам нужно лучше думать, как нам оставить чистые воздух и воду будущим поколениям, а не пытаться вернуть планете первозданный вид.

дикие ландшафты ландшафты сохранение видов