На сети телескопов МГУ МАСТЕР открыт самый мощный стационарный объект во Вселенной

Астрономы российской Глобальной сети телескопов-роботов МАСТЕР Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова, обнаружили ярчайшую вспышку далекого блазара на расстоянии 10.7 миллиардов световых лет от Земли.

Используя 40-сантиметровые (f/2.5) телескопы-рефлекторы с 16-мегапиксельными ПЗС-матрицами, они зарегистрировали поярчание малоизученного радиоквазара CGRaBS J0809+5341 = FIRST J080941.7+534125 с измеренным красным смещением z=2.133. Информация об этом объекте ранее была крайне скудной и ограничивалась главным образом данными в каталогах квазаров, радио и инфракрасных источников.

В спокойном состоянии объект имел 20-ю звездную величину. Однако, во время наблюдений на телескопе МГУ МАСТЕР-Амур (расположенного на обсерватории Благовещенского государственного педагогического университета) 13 апреля 2014 года он был зарегистрирован как оптический быстропеременный объект (транзиент) 16.2 звездной величины (в 40 раз ярче обычного).

Объект обнаружил сотрудник ГАИШ МГУ Павел Балануца, первое сообщение было опубликовано в Телеграмме Астронома ATel #6070  с обозначением MASTER OT J080941.65+534124.3. Через шесть суток ту же область неба в созвездии Рыси наблюдал такой же телескоп МГУ МАСТЕР-Тунка в Бурятии (Тункинский астрофизический центр коллективного пользования Иркутского Государственного Университета), недалеко от озера Байкал. Объект поярчал еще на пол-величины, достигнув блеска 15.7m. Используя принятые космологические параметры (постоянная Хаббла 67 км/с/Мпк, доля материи Omega_m=0.32, доля темной энергии Omega_Lambda=0.68), фотометрический модуль расстояния (m-M) до CGRaBS J0809+5341 равен 46.2, что соответствует абсолютной величине M=-30.0 13 апреля и -30.5 19 апреля!

Такая собственная яркость является рекордной для постоянных объектов во Вселенной (квазаров и блазаров) и может уступать только гамма-всплескам в течение нескольких минут или секунд. Самый яркий из известных блазаров APM 08279+5255 (z=3.911) имеет схожую абсолютную величину (M~-30.5), которая усилена гравитационным линзированием до M=-32.5 (m=15.4). Однако, точный "коэффициент усиления" из-за линзирования в APM 08279+5255 неизвестен: разные авторы дают оценки от 20-40x (3-4m) до 6-10x (2-2.5m). Таким образом, блазар CGRaBS J0809+5341 сейчас является самым ярким объектом во Вселенной и светит ярче ста триллионов (10 в 14-й степени) Солнц.

ярчайшая вспышка далекого блазара

Владимир Липунов, профессор МГУ, заведующий лабораторией космического мониторинга:  "Сами балазары были открыты давно. Мы нашли самый яркий объект из этого вида. Но это ставит ряд проблем. Имеет место сверхмассивная черная дыра. Возникает вопрос – успевают ли такие массивные черные дыры образовываться сразу или нет. Это является предметом дискуссии. Есть два механизма образования сверхмассивных черных дыр – первый это рождение сразу, а второй – рождение средней, маленькой черной дыры, которая потом растет, «накручивая» много окружающего вещества. Наше открытие такого сверхмассивного объекта на таком большом расстоянии, а значит, сформировавшегося, когда Вселенная была еще очень молодая, говорит в пользу того, что такие черные дыры образуются сразу. Однако 90% ученых считают, что эти объекты, масса которых миллиарды солнц, набирают эту массу в процессе эволюции. Это ставит немало вопросов об эволюции, а именно, об образовании сверхмассивных объектов во Вселенной".

Источник: www.msu.ru