Психологи под руководством Кэтрин МакОлифф (Katherine McAuliffe) из Бостонского колледжа исследовали поведение детей, живущих в семи странах мира (США, Канада, Мексика, Перу, Сенегал, Уганда, Индия), и выяснили, что понятие о справедливости в игре у них различается. Сообщение ученых о результатах исследования опубликовано в журнале Nature.

Эксперимент, в котором поучаствовало более 1700 детей от 4 до 15 лет, был устроен следующим образом. Дети разделяли на пары, они садились за стол напротив друг друга, а между ним был специальный аппарат, выдающий конфеты. В каждой паре один из детей был принимающим решения, он должен был согласиться или отказаться от предложенных условий по разделению конфет в паре. Иногда это было разделение поровну — по одной каждому, а иногда одному ребенку доставалось четыре конфеты, а второму только одна. Если ребенок принимал условия, он нажимал на зеленый рычаг, и оба ребенка получали свои конфеты, если же он отказывался принять условия и нажимал красный рычаг, конфет не получал никто, они возвращались обратно в аппарат. Такое задание в каждой паре делалось 16 раз подряд.

По результатам эксперимента исследователи смогли выявить некоторые закономерности. Все дети, независимо от страны проживания, отвергали вариант, при котором второму ребенку из пары доставалось больше конфет, чем самого принимающему решение. Но дети из США, Канады и Уганды также часто не соглашались на вариант, когда больше конфет доставалось им самим, а не партнеру, поскольку это тоже несправедливо. Причем эта тенденция была отмечена в более старшем возрасте. Психологи полагают, что сначала представление о справедливом разделении дети относят только к себе, а позже — и к другим людям.

Исследование психологов не закончено. Теперь им предстоит пересмотреть видео всех экспериментов и подробных интервью с самими детьми и их родителями, чтобы понять, что же лежит в основе выявленных различий.

Другая команда ученых недавно представила результаты своего исследования о развитии чувства справедливости у детей, также основанного на экспериментах. В нем выяснилось, что понятие о разделении награды согласно заслугам возникает у детей вместе с развитием навыков счета.