На плато Путорана обнаружено «эльфийское золото»

Уникальная флористическая находка сделана учеными Объединенной дирекции заповедников Таймыра

Необычная находка сделана научными сотрудниками ФГБУ «Объединенная дирекция заповедников Таймыра» в ходе исследований комплексной экспедиции по территории Государственного природного заповедника «Путоранский». В окрестностях озера Глубокое был найден мох шистостега перистая — уникальный «светящийся мох», занесенный в Красную книгу Красноярского края. По заверениям ученых — это самая северная его находка в мире с существенным отрывом от основного ареала.

Этот вид интересен тем, что, конденсируя немногочисленный свет, который попадает и в укромные места обитания этого мха (например, под корни ветровалов), он испускает впечатляющее специфическое зеленое свечение, за которое англичане прозвали мох «эльфийским золотом». «Этот вид в Гипоарктике очень редок. На сегодняшний день самая северная его находка в России зафиксирована в Магаданской области. В Красноярском крае шистостега известна только на юге края», — прокомментировал биолог, доктор биологических наук Владимир Федосов.

Во время полевых работ также найдено около десяти новых для Таймыра видов мхов, есть новые виды и для Красноярского края, а возможно, найден и новый вид, вообще до сих пор неизвестный науке. Сделаны фотографии этого вида и его местообитания. Всего же собрано около 1200 образцов мохообразных. «Мы не ставили перед собой цель найти какой-то новый вид или наоборот. Предметом нашего изучения является биоразнообразие (данной группы организмов) в целом. Многие виды, которые предполагалось здесь встретить, как ни странно, найдены не были; и это тоже результат, хоть и отрицательный», — сказал Владимир Федосов.

Интересными оказались и результаты энтомологических исследований, т.к. ранее энтомофауна плато Путорана целенаправленно не изучалась. Ученых поразила крайне низкая численность, а, местами, практически полное отсутствие дневных бабочек в некоторых биотопах, причинами чего могут быть различные антропогенные факторы.

Кстати, на нашем портале можно посмотреть документальный фильм «Люди плато Путорана» — о людях, которые оказались связаны друг с другом через природу этого необычного места, входящего в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Плато Путорана расположено на севере Красноярского края на границе с Таймыром. Оно возвышается над окружающей равниной почти на километр, покрыто непроходимой тайгой, озерами и бесчисленными водопадами. Там нет поселений, даже эвенки не жили на плато — слишком сложно добираться, слишком суровый климат.

объединенная дирекция заповедников таймыра плато путорана шистостега перистая эльфийское золото