Глубоководный нейтринный телескоп мультимегатонного масштаба «Дубна» развернут и введен в эксплуатацию на озере Байкал. Это первый кластер будущего нейтринного телескопа кубокилометрового масштаба Baikal-GVD (Gigaton Volume Detector). Проектом занимается коллаборация «Байкал», в которую входят ученые Института ядерных исследований Российской академии наук (Москва), Объединенного института ядерных исследований (Дубна) и других научных учреждений. О проекте сообщает сайт Открытая наука.

Кластер «Дубна» включает 192 оптических модуля, погруженных на глубины до 1300 метров. Уже он один является одним из трех наиболее крупных детекторов нейтрино в мире. Следующим этапом развития проекта является последовательное увеличение объема телескопа за счет развертывания новых кластеров. К 2020 г. планируется создание установки, состоящей из 10-12 кластеров общим объемом порядка 0.5 куб. км.

Установка предназначена для исследования природного потока нейтрино высоких энергий. Нейтрино, пройдя сквозь толщу Земли, может с некоторой вероятностью вступить во взаимодействие с материей в воде озера Байкал и породить каскад заряженных частиц. Черенковский свет от заряженных частиц распространяется в воде озера и регистрируется оптическими модулями установки.

Исследования позволят изучить высокоэнергичные процессы, протекающие в далеком космосе, установить происхождение нейтрино, открыть новые свойства элементарных частиц, получить новые данные об эволюции Вселенной.