Новые данные, полученные с космического аппарата NASA Mars Reconnaissance Orbiter, свидетельствуют, что на Марсе есть жидкая очень соленая вода, сообщается в пресс-релизе агентства со ссылкой на статью в Nature Geoscience.

Ученые из США под руководством Лажендры Оджа (Lujendra Ojha) из Технологического института Джорджии (США) обнаружили следы гидратов на склонах, где замечены таинственные прожилки. Прожилки меняются со временем. В холодное время они светлые, в теплое время, когда температура повышалась до минус 23 градусов Цельсия, — прожилки темнеют и сползают вниз по склонам. Эти структуры, именуемые «удлиненными повторяющимися структурами» (recurring slope lineae, RSL), замечены в нескольких местах на Марсе. Оджа обратил внимание на структуры еще в пять лет назад и начал их изучать. В 2014 году он предположил, что они могут оказаться следами подповерхностных потоков очень соленой воды. Теперь авторы открытия убеждены, что теперь у них в руках есть убедительные доказательства наличия жидкой воды на Марсе.

То, что эти прожилки указывают на жидкую воду, ученые подозревали и раньше, но доказательств не было. Сейчас там нашли гидратированные соли, а значит, вода — это рассол. С его помощью можно объяснить потемнение поверхности склонов в теплый сезон.

Ученые нашли гидратированные соли в теплый сезон, когда эти удлиненные структуры наиболее широки. Получается, что сами темные прожилки или какой-то образующий их процесс служит источником гидратации. Либо, наоборот, вода играет важную роль в образовании этих прожилок.

Ученые определили найденные минералы как перхлораты. Им встретились спектры перхлората магния, хлората магния и перхлората натрия. Известно, что некоторые перхлораты остаются жидкими при температуре ниже 70 градусов. На Земле перхлораты естественным образом образуются в пустынях, некоторые их виды используются как ракетное топливо.

Перхлораты впервые обнаружили с помощью марсоходов Phoenix и Curiosity (мы сообщали об этом в заметке «Вода на Марсе все-таки есть, а жизни — нет»), а возможно, как полагают некоторые специалисты, сведения о них были еще у миссии «Викингов» в 1970-х. Сейчас эти соединения нашли в других местах Красной планеты и, что важно, впервые такие данные получены с орбитальной станции. В общем, поиски жидкой воды на Марсе, продолжавшиеся много десятилетий с помощью несколько космических приборов и станций, увенчались, наконец, успехом.