На Луне можно организовать службу безопасности

Владислав Шевченко, доктор физико-математических наук, заведующий отделом исследований Луны и планет в институте им. П.К. Штернберга МГУ им. М.В. Ломоносова:

«На Луне можно организовать службу безопасности!»

Луна давно уже изучена учеными и предположения о том, когда же человек сможет поселиться на ней, выдвигаются с завидной периодичностью. Но нужно ли вообще это людям и чем Луна может быть полезна? Об этом рассказывает доктор физико-математических наук Владислав Шевченко.

«Для того, чтобы существовать на Луне, человеку нужно ставить задачи. Какие задачи могли бы быть? Как астроном в первую очередь я бы назвал астрономические наблюдения с Луны, причем это касается не только  фундаментальных исследований. Есть такая проблема как астероидно-космическая опасность. Проблема есть, о ней все время говорят и очень часто мы слышим, что мы можем обнаружить опасный объект, когда уже с ним ничего нельзя сделать. Когда он уже будет настолько близок к Земле, что наши оборонительные средства не сработают. Значит, его нужно обнаружить как можно дальше. На Луне нет атмосферы и на Луне очень медленное вращение, которое позволяет очень долгое время наблюдать за одним и тем же объектом. У нас есть всего несколько часов. Если мы поймали визиром какой-то объект, он вошел в поле наблюдения, через несколько часов уже ушел за горизонт. На Луне это две недели. Две недели мы можем следить за объектом. Это конечно, очень важно для того, чтобы обнаружить опасный объект.

Далее, наблюдения за Землей. Спутники, конечно, дают огромное количество информации. Но спутник имеет временное ограничение. Если мы берем  какой-то район, он над ним пролетает за очень короткое время, а дальше, он уже не пролетит над этим районом, потому что Земля поворачивается. И дальше тот же спутник пролетает уже над другим районом. Например, он если он заметил очаг пожара, его развитие он уже не сможет проследить. В этом случае нужно иметь группировку спутников. Но это очень дорого. А с Луны наблюдать Землю мы можем довольно долгое время. И поэтому на Луне вполне может расположиться служба безопасности.

Конечно, в основном все это будет делать автоматика, но есть такие проблемы как регулировка, замена аппаратуры, замена одного устройства на другое. Вот это должен делать, как правило, человек-монтажник. Ему не нужно там все время находиться и ждать, когда нужно что-то менять. Он будет прилетать-улетать и так далее. А это все уже отработано, даже в пределах программы «Аполлон». Когда прилетели, посидели и улетели».

астрономические наблюдения владислав шевченко гаиш луна мгу спутник