Мышиный рай, или Надежда человечества

В высокотехнологичном SPF-виварии Новосибирского академгородка ведутся уникальные исследования с геномом млекопитающих

Чтобы увидеть обитателей этого здания даже через стекло, нужно расстаться с собственной обувью, надеть стерильный халат и шапочку и пройти через зону санпропускника. После всех этих предосторожностей вам разрешат заглянуть в специальные окошечки, и лишь тогда через два слоя стекла вы увидите аккуратные ряды клеток. Кто в них? Обыкновенные лабораторные мыши.

Геном обыкновенной мыши на 95% совпадает с человеческим. И экспериментальные мыши несут на себе все тяготы этого совпадения. Мышь – самый удобный для исследователя объект – универсальная живая машинка, дающая ответы на самые разные вопросы.

В Новосибирском Академгородке создан  первый и единственный пока в России Центр генетических ресурсов Института цитологии и генетики СО РАН – высокотехнологичный SPF-виварий.  SPF – Specific Pathogen Free, означает, что животные содержатся в условиях полного отсутствия патогенных микроорганизмов. Это мировой стандарт лабораторной чистоты, он придуман для того, чтобы любой биологический эксперимент мог быть повторен исследователями в любой стране.

Генные биотехнологии во всём мире продвигаются гигантскими темпами. Ученые говорят, что через 5-6 лет практически  любой человек со средним достатком сможет получить персональную коррекцию своего генома и контролировать свое здоровье. Исследование влияния отдельных генов на предрасположенность к тем или иным болезням напоминает стрельбу по мишеням: в эксперименте целенаправленно блокируются определенные гены. Здесь идет работа со специально созданными генетическими линиями мышей, которые уже с рождения страдают гипертонической болезнью или болезнями глаз. Эти бедолаги даже не знают, насколько состояние их здоровья важно для поиска решения этих проблем у человека. Есть и совершенно особые мыши – их называют гуманизированными – потому что в их геном встроены определенные гены людей. Они используются для отработки новых лекарств или исследований иммунитета.

Это как многозвездочный отель для грызунов. Чистейшие качественные корма, постоянная температура и влажность, комфортабельные пластиковые клетки с индивидуальной вентиляцией, световой день строго по часам. Все оборудование – начиная от спецодежды сотрудников и заканчивая тряпками и швабрами, проходит через стерилизационную камеру и ультрафиолетовый шлюз.

Профессиональный персонал, в инструкции (и обязанности) которого входит даже соблюдение душевного спокойствия обитателей вивария,  прежде чем пройти в чистую зону, проходит через душевую и воздухообменник. Постоянство условий обеспечивают сложные системы подачи воздуха с подогревом, вентиляцией и трёхкратной фильтрацией, парогенераторы – влажность в помещениях с животными должна поддерживаться на уровне 40-60 %. Расходы по содержанию этого суперкомфортабельного зверинца составляют более 60 миллионов рублей в год. Это – вложения в будущее.

С появлением Центра генетических ресурсов целый ряд научных направлений в стране - фундаментальная биология, биомедицина, фармакологическая биотехнология, нанобезопасность  - получат новые возможности развития. Новосибирский SPF-виварий будет работать как центр коллективного пользования. Среди его потенциальных пользователей – учёные-биологи, медики, специалисты сельскохозяйственных наук, фармакологические фирмы.

specific pathogen free spf-виварий институт лазерной физики со ран новосибирский академгородк