Когнитивный психолог из университета Амстердама (Нидерланды) Клэйтон Хики (Clayton Hickey) и его коллеги показали в экспериментах, что наше восприятие объектов окружающей действительности неотделимо от тех мыслительных категорий, что у нас имеются. Статья ученых опубликована в издании Journal of Experimental Psychology , об эксперименте также рассказывает коллега исследователей из Техасского университета Арт Маркмен (Art Markman) в своей статье для портала Psychology Today.

Разобраться с сутью и значимостью эксперимента не так просто. Ученые сделали следующее. Они демонстрировали испытуемым изображения с реальными жизненными сценами, содержащие три типа объектов — людей, автомобили, деревья. Человеку давалась задача находить на картинке определенный объект и, если он найден, нажимать на кнопку. Если же не найден, то нажимать на другую кнопку.

Предположим, вы несколько раз подряд успешно нашли на картинке человека, нажали кнопку, получили похвалу экспериментатора. А на следующей картинке вас просят найти автомобиль. Ученые задались вопросами, будете ли вы искать автомобиль медленнее после того, как искали человека. Этот вывод, действительно, подтвердился. На скорость и точность нахождения влияло то, искал ли человек до этого другой объект.

Казалось бы, что тут особенного. Но интересно вот что. На всех картинках были изображены разные автомобили, разные люди, разные деревья, они отличались формой, цветом, размером и так далее. То есть человек медлил с поиском не потому, что вдруг обращал внимание на хорошо знакомый объект — именно этого человека он видел впервые.

Мало того, психологи давали испытуемому сначала картинку, на которой нужно было найти человека, а на ней видно было только его голову и часть туловища. А на следующей картинке, где нужно было искать дерево, тоже можно было найти человека, но там были видны, допустим, лишь его ноги. И все равно, это замедляло поиск нового объекта.

Все дело в том, поясняют исследователи, что в наше зрительное восприятие, в этот самый поиск объекта на картинке, «встроены» наши мыслительные категории. То есть мы ищем, в первую очередь, некие характерные черты человека, те черты, которые в нашем понимании задают это понятие. Мы обращаем внимания на цвет волос, рост, одежду и так далее, мы видим что-то, что дает нам воспринимать объект как человека, или как дерево, или как автомобиль.