Когнитивист Андреа Равигнани (Andrea Ravignani) из Брюссельского университета (Бельгия) и ее коллеги исследовали процесс распознавания музыкального ритма людьми, которые профессионально не занимаются музыкой. Результаты их исследования указывают на то, что, возможно, чувство ритма представляет собой универсалию, присущую человеку как виду. Об исследовании рассказывает Science.

Задумывались ли вы когда-либо, каким образом люди могут предсказывать ритмический рисунок мелодии, даже если они ее прежде никогда не слышали? Возможно, ключ к разгадке кроется во врожденных и свойственных нам как биологическому виду особенностях.

Ранее этномузыковед из Токийского университета Патрик Сэвидж (Patrick Savage) и его коллеги провели исследование, в ходе которого проанализировали сотни записей музыки различных народов мира. Они выявили 18 основных свойств этнической музыки, которые распространены в 9 регионах планеты, и 6 из них были связаны с ритмом.

Авторы нового исследования решили исследовать из более детально. Они собрали 48 добровольцев из университета Эдинбурга, которые не имеют музыкального образования, и сыграли с ними в музыкальный «сломанный телефон».

Группам из восьми студентов пришлось повторить серию из 12 случайных битов, генерируемых компьютером, которые не были похожи ни на одну из шести ритмических универсалий. При этом каждый следующий участник эксперимента старался повторить то, что услышал от своего предшественника.

Примечательно, что по завершении игры каждый из случайных ритмов был преобразован в простые для запоминания и высоко структурированные ритмические схемы. Более того, для всех этих моделей ученые нашли соответствия среди шести универсалий. «Это удивительно — если коротко, то в нашей лаборатории мы получили образцы, точно соответствующие особенностям мировой музыки», — сказала Андреа Равигнани.

Но с чем связан этот эффект: с биологией или культурой? Даже если вы не музыкант, восприятие музыки взрослым человеком имеет «коллективный» характер, отметил эволюционный биолог и когнитивист Уильям Текумсе Шерман Фитч III (William Tecumseh Sherman Fitch III) из университета Вены (Австрия). При этом он добавил, что, хотя музыкальные предпочтения человека не могут быть «жестко закодированы» в геноме, биология все же может заложить основу для последующего культурного выбора: «Люди могут иметь склонность к структуре акустического входа в некоторых отношениях, что приводит с течением времени к появлению культурных универсалий», — сказал он.

Андреа Равигнани солидарна с ним в этом вопросе. Она ссылается на рабочую память как один из факторов биологического ограничения, который влияет на формирование наших музыкальных предпочтений. Если рабочая память может обрабатывать одновременно только от пяти до семи элементов, как было установлено учеными, уследить за 12 ударами один момент было бы просто невозможно. Но если мы преобразуем эти ритмические комплексы в группы более мелких повторяющихся элементов, то сжимая информацию, мы подстраиваем ее под возможности нашей рабочей памяти. «Это лучшая рабочая гипотеза, которая у нас есть», — сказала руководитель проекта и добавила, что биологическая гипотеза хорошо согласуется с другими исследованиями в когнитивной науке и психологии.

Для того, чтобы сократить возможное влияние популярной музыкальной культуры, Андреа Равигнани готовится повторить эксперимент с людьми из разных регионов Индии, Китая, России, Европы и Африки. В идеале для участия в эксперименте планируется пригласить людей из изолированных культур коренных народов, которые никогда не слышали западной поп-музыки.

Следующий этап исследований Равигнани выглядит еще более амбициозным: повторить аналогичный эксперимент с животными. Если окажется возможным выяснить, как некоторые животные способны синхронизировать ритмические звуки, — например, шимпанзе или тюлени, — это может помочь реконструировать ранние этапы эволюции музыкального поведения человека и приблизить к пониманию, как и почему мы создаем музыку такой, какой создаем.

Ранее портал Научная Россия писал о том, что древние «навыки» ориентирования в воде — до сих пор с нами.