Музыка – не исключительно человеческое явление?

Как выяснили учёные, мозг птиц, слышащих трели, работает так же, как у меломанов

Как полагают учёные из американского Университета Эмори, опубликовавшие статью в журнале Frontiers of Evolutionary Neuroscience, птички, слушающие трели самцов, могут испытывать такие же ощущения, как человек, слушающий музыку.

«Мы обнаружили, что в брачный период у самок птиц, слушающих пение самцов, активируется та же система поощрения, что у человека, который слушает любимую музыку», – заявила руководитель исследования Сара Ирп (Sarah Earp). У самцов же регистрировался такой же ответ миндалины, как у людей, которые слушают неприятную музыку.

Раньше вопрос о том, можно ли считать пение птиц музыкой, рассматривали только с точки зрения мелодии и ритма, а не по мозговому восприятию. Теперь же учёные решили сделать магнитно-резонансную томографию людям при прослушивании музыки. А у птиц – белошейных воробьиных овсянок – изменяли активацию гена Egr-1, ответственного за определённые биохимические реакции в нервных клетках.

Egr-1 – маркер нервных сигналов в мезолимбической системе поощрения. Части птиц давали гормоны, чтобы искусственно создать им брачный период, а у контрольной группы уровни эстрадиола и тестостерона были низкими. Не в брачный сезон птицы используют пение для поддержания связей, а в период спаривания самец трелью ухаживает за самкой и противостоит соперникам.

У «брачующихся» самок, слышавших песни самцов, активировались именно все те же части системы поощрения, аналоги которых задействовались и у человека. Вне брачного сезона такой реакции не наблюдалось. У самцов с повышенным уровнем тестостерона трели вызывали реакцию миндалевидного тела – то же самое наблюдается у людей, которые слышат устрашающую музыку из фильмов ужасов.

Из этого учёные выводят предположение, что песни птиц и музыка задействуют древние механизмы, нужные для воспроизводства и выживания. Однако многие части мозга у человека находятся в коре, и в мозге птицы им нет аналогов, что затрудняет оценку значения музыки.

Источник: esciencecommons.blogspot.ru