Для борьбы со многими насекомыми-вредителями муравьи эффективнее и безопаснее, чем химические пестициды. К такому выводу пришел доктор Йоахим Оффенберг (Joachim Offenberg) из университета Орхуса (Дания), статью которого в журнале Journal of Applied Ecology пересказывает сайт журнала Science.

Заинтересоваться этим вопросом датского ученого побудил опыт вьетнамских фермеров, которые разрешили муравьям-ткачам (род Oecophylla) поселиться на их плантациях орехов кешью. Муравьи поедали и вытесняли насекомых-вредителей столь успешно, что доходы некоторых фермеров выросли на 71%.

После этого доктор Оффенберг решил обобщить данные других исследований на ту же тему. Оказалось, что в четырех из шести таких научных работ убедительно доказывалась большая эффективность муравьев, по сравнению с пестицидами, для борьбы с насекомыми-сельхозвредителями. И это не говоря уже о том, что муравьи, в отличие от ядохимикатов, не наносят никакого вреда окружающей среде.

Надо сказать, что идея эта в принципе не нова. Известно, что еще 1700 лет назад китайские фермеры специально покупали на рынках муравьев и разводили их у себя на участках для борьбы с вредителями. К сожалению, с появлением химических средств эта традиция была утрачена.

Теперь же ученые призывают фермеров всех стран снова обратить внимание на муравьев — которых, кстати сказать, в мире насчитывается около 13 000 видов, так что потенциал огромен. Уже две европейские компании собираются предлагать фермерам гнезда муравьев, аналогичный проект по использованию «эффективного биоконтроля в открытых сельскохозяйственных системах» готовится также и в Африке.

Вообще, за последнее время мы узнали от ученых много нового — или хорошо забытого старого — и интересного о муравьях. Например, оказалось, что разные их виды занимаются «самолечением»,чистят свои антенны специальными «щетками», используют против грибов химическое оружие, прыгают при помощи своих мощных челюстей и спасаются от жары в Сахаре благодаря усеивающим их тело серебристым волоскам.