В МГУ, возможно, нашли предка всех многоклеточных животных

Согласно гипотезе столичных биологов, один из современных типов животных – форониды – сохранили черты, присущие некогда существовавшему общему предку многих других типов

Учёные биологического факультета Московского государственного университета и их коллеги получили данные, которые могут помочь ответить на один из фундаментальных вопросов современной биологии: кто был общим предком многоклеточных животных? Согласно гипотезе ведущего научного сотрудника факультета Елены Темеревой, черты этого прародителя следует искать в форонидах – мелких животных, очень трудно поддающихся классификации.

Phoronida – совсем маленький тип, в который было принято включать всего 12 видов (тип моллюски, например, включает около 150 тыс. видов, хордовые – 60 тыс. видов). Несмотря на это, найти форонид можно во всех морях и океанах Земли. Не описаны они только для берегов Антарктиды, и то, скорее всего, потому что их там пока не искали.

За счёт повсеместного распространения и огромной численности колоний (до 100 тыс. особей на м2) этот тип играет куда более весомую роль, чем можно было бы предполагать. Форониды определяют состав многих донных сообществ, а их личинки являются заметной частью планктона. Но основной интерес представляет их строение, которое, по сути, представляет собой комбинацию признаков, свойственных для первичноротых и вторичноротых животных.

Первая группа включает такие типы, как круглые черви, моллюски, членистоногие. Вторая же объединяет иглокожих (морские звезды, морские ежи), полухордовых, хордовых. Отличие, давшее название этим двум группам, наблюдается на ранних стадиях эмбрионального развития. Бластопор – первое отверстие, посредством которого полость тела зародыша сообщается с внешней средой у первичноротых, впоследствии становится ртом; у вторичноротых рот развивается из дополнительного отверстия, появляющегося на более поздней стадии.

Определить форонид в одну из этих групп до недавнего времени не получалось, и всё новые и новые методы исследования обнаруживали всегда одно и то же: форониды сочетают в себе признаки и тех, и других. Молекулярные методы исследования в основном показывают «первичноротость», а эмбриологические и анатомические – «вторичноротость». Елена Темерева совместно с Евгением Цитриным из Института биологии развития РАН и австрийцем Андреасом Ваннингером из Венского университета изучили нервную и мускульную систему форонид и пришли к выводу: животные сохранили черты, которые могли быть свойственны общему предку первичноротых и вторичноротых. Результаты работы учёных опубликованы в журналах Developmental Biology и Evolutionary Biology.

Источник: www.msu.ru