Одной из задач «Ресурса-П» станет изучение космических лучей

В качестве дополнительной нагрузки на очередном космическом аппарате этой серии полетит аппаратура «Нуклон», разработанная в НИИ ядерной физики МГУ

Специалисты НИИ ядерной физики имени Д.В. Скобельцына МГУ намерены заняться «натурным» изучением галактических космических лучей. С этой целью в конце нынешнего года на орбиту отправится разработанный ими аппаратный комплекс «Нуклон». О проекте рассказал заведующий лабораторией галактических космических лучей НИИЯФ МГУ Дмитрий Подорожный.

«Цель нашего исследования – изучение галактических космических лучей в области высоких энергий – 1011 – 1015 электронвольт. Это поток, состоящий в основном из ядер: от протонов до самых тяжёлых ядер по таблице Менделеева (конечно, стабильных изотопов, ведь возраст галактических космических лучей оценён в несколько миллионов лет). Также в потоке имеются в небольшом количестве электроны и позитроны», – сообщил учёный.

По словам Подорожного, задачи аппарата «Нуклон» будут включать в себя также поиск частиц «тёмной» и «странной» материи, но особое внимание обращено на такую аномалию, как «излом» космических лучей, когда потоки частиц резко уменьшаются с увеличением энергии. «Излом» открыт косвенными методами на наземной установке почти 55 лет назад учёными НИИЯФ МГУ Христиансеном и Куликовым и неоднократно подтверждался десятками экспериментов по всему миру. А вот объяснить это явление так никто и не смог.

«Я знаю около 30 теоретических интерпретаций этого феномена – от самых радикальных, которые меняют всю современную физику, до обвинения в неточностях измерений. Ни одна из интерпретаций не может быть подтверждена до тех пор, пока не будут получены надёжные экспериментальные данные», – говорит завлаб НИИЯФ.

«Нуклон» отправится к зоне «излома» в качестве дополнительной полезной нагрузки на серийном космическом аппарате дистанционного зондирования Земли «Ресурс-П» №2. Несмотря на малые размеры (меньше метра в поперечнике при массе около 300 кг), регистратор космических лучей имеет 12 тысяч датчиков, каждый из которых осуществляет свою амплитудную программу с оцифровкой. Запуск аппаратуры планируется на декабрь текущего года.

Источник: www.sinp.msu.ru