Опасный штамм стафилококка обнаружен в дикой природе

Метициллин-резистентный золотистый стафилококк, распространённый в больницах, впервые найден у диких животных

В дикой природе обнаружена одна из самых опасных для человека и трудно уничтожимая бактерия – метициллин-резистентный золотистый стафилококк (МРЗС). Как показано в статье, опубликованной в Journal of Wildlife Diseases, микроб был найден в организмах двух кроликов и одной птицы. Дикие животные могут выступать в качестве природного резервуара заболевания, информирует сайт ScienceNOW.

Обладающий крайне высокой степенью сопротивляемости антибиотикам МРЗС только в США убивает около 18 тысяч человек в год. Как правило, он распространяется в больницах. Однако уже более 10 лет учёным известно, что МРЗС можно заразиться и не в госпитале. Например, было установлено, что инфекцию переносят домашние свиньи, которых на протяжении многих поколений кормят антибиотиками. Фиксировался МРЗС и в зоопарках.

Группа исследователей во главе с эпидемиологом Тарой Смит (Tara Smith) из Айовского университета взяла пробы у 114 животных, поступивших в ветеринарную клинику. 6,1 % из них, то есть 7 животных, переносили чувствительный к метициллину золотистый стафилококк. Это были совы, голуби, бобёр, цапля и белка. При этом 2,6 % – 3 особи – оказались переносчиками МРЗС: два флоридских кролика и птица желтоногий улит.

Каким образом они стали переносчиками патогена? На этот вопрос учёные пока не могут дать ответа. Дикие животные вряд ли подвергались лечению антибиотиками и, следовательно, заразились где-то в природе. Причём, если кролики переносили штамм МРЗС, типичный для одомашненных животных и резистентный к тетрациклину, то у птицы был найден штамм, распространённый в больницах.

Не менее странным открытием оказалось, что у одного из голубей был обнаружен штамм, чувствительный к метициллину, но устойчивый в ванкомицину. А этот мощный антибиотик используют при лечении МРЗС, и даже у людей редко встречаются штаммы, резистентные к нему.

Могут ли дикие животные передавать стафилококк человеку, могут ли они вылечиться сами, могут ли заражаться несколько раз – все эти вопросы также остаются открытыми.

Источник: news.sciencemag.org