Можно ли приручить лису и зачем?

Ученые Института цитологии и генетики СО РАН выращивают дружелюбных лис, пытаясь воссоздать те же процессы одомашнивания, что происходили в глубокой древности. Через несколько поколений у животных меняется не только поведение, но и форма хвостов, ушей, окрас. Станут ли лисы «другом человека»?

История лисоводства

Идея приручить лис впервые возникла в начале 1950-х годов. Известный советский генетик-эволюционист Дмитрий Константинович Беляев был приверженцем теории дестабилизирующего отбора. Одно из ключевых положений этой теории заключается в том, что отбор по поведению вызывает сходные изменения у неродственных видов животных ― меняется форма хвостов, ушей, осветление окраса, изменение репродуктивных процессов и так далее.

Проверить эту гипотезу можно было только с помощью эксперимента, в ходе которого в относительно сжатые сроки удалось бы превратить дикое животное в друга человека.

- Лиса была выбрана прежде всего потому, что она близка к собаке ― самому древнему из одомашненных животных, ― рассказывает сотрудник лаборатории эволюционной генетики Института цитологии и генетики СО РАН Дарья Шепелева. ― А во-вторых, лисы привыкли жить в клетках. Всех лис в нашем экспериментальном хозяйстве тогда взяли не из природы, а собрали по разным зверохозяйствам, где их выращивали на мех. В основном у нас живут серебристо-черные лисицы, но есть и грузинская белая, и рыжие, и платиновые. Всего в экспериментальном хозяйстве живут около двух тысяч лисиц.

Ручные лисы не кусают, а с обожанием ухватывают человека за палец

Поведение животных очень тесно связано с различными системами организма, и изменения в поведении лис повлияло на многое в их организмах. Через несколько поколений стали рождаться лисята с висячими ушами, бульдожьим перекусом, укороченной мордой и закрученными хвостами. Уровень кортизола ― гормона стресса ― в крови лис сильно упал. Изменился и характер животных: они стали очень ласковыми даже к незнакомым людям. Были опыты по подсаживанию новорожденных лисят и даже пересаживанию эмбрионов от ручной лисы к дикой ― и родившиеся лисята демонстрировали дружелюбие к человеку, в то время как потомство агрессивных диких лисиц сохранило агрессию.

С лисятами могут управиться даже дети.

Дарья Шепелева дает любимой лисе добавку к обеду

В гости к пушистым

В природе дикие лисы живут 2-3 года, а в экспериментальном хозяйстве ИЦиГа – до 10 лет. Все лабораторные лисы делятся на три категории – агрессивные, дикие и ручные. Агрессивные могут легко укусить человека, у них снижена реакция страха и повышена агрессивность. В отличие от диких лис они нападают первыми, поэтому с ними надо быть очень осторожными. Дикие лисы стараются вообще не идти на контакт, до последнего будут стараться убежать или спрятаться, но если их вынудить – укусят. У них прежде всего выражена реакция страха, и они ведут себя так же, как в дикой природе. Ручные же лисы ведут себя очень похоже на собак – и даже хвосты у некоторых из них закручены, как у лаек.

Тем не менее, даже ручные лисы – совсем не собаки, хотя уход за этими животными примерно одинаков. В лаборатории лис кормят смесью из мяса, рыбы, крупы, субпродуктов и витаминов – для человека выглядит малоаппетитно, но животным нравится. Жить в городской квартире лисы пока не очень приспособлены – им необходима сезонная смена температурного режима, свежий воздух и возможность бегать, иначе может ухудшиться здоровье. Для максимально хорошего самочувствия лиса должна жить на улице, в большой будке или вольере.

Лисенок добрался до своей любимой игрушки и на время потерял интерес ко всему остальному.

В ожидании обеда лисы громко тявкают и стучат лапами по металлическим мискам, которые прикручены к клеткам. За человеком они следят, не мигая, виляют хвостами и цепляются лапами за прутья клетки – в общем, стараются всеми силами привлечь к себе внимание, которое им просто необходимо. Правда, ведут себя так только ручные лисы – агрессивные злобно тявкают и бросаются на клетку, стараясь укусить человека, а дикие молчат и убегают подальше.

Ручным лисам так необходимо внимание человека, что ради него они готовы встать на задние лапы

- Пальцы в клетку не засовывать. Агрессивных лис можно трогать только в двойной войлочной перчатке, – предупреждает Дарья Шепелева.

Погуляем, поиграем

Пока что эксперимент далек от завершения, но уже сейчас в России и других странах мира находятся желающие приобрести одомашненную лису. Лисят, которых приобретут новые хозяева, регулярно выпускают гулять в вольер. Этих зверят надо воспитывать, приучать к поводку, прогулкам и так далее.

Самые маленькие лисята готовы носиться по вольеру, не обращая никакого внимания на человека, но, подрастая, начинают играть с людьми. Ведут они себя не агрессивно, и управиться с ними могут даже дети – когда лисенок на поводке, он напоминает пытливого и глуповатого щенка. Летом в экспериментальном хозяйстве с удовольствием занимаются дети из близлежащего поселка, и у каждого юнната есть свой любимый лисенок. А вот живущий в хозяйстве кот лис не любит, и старается держаться от них подальше.

Пока что я пытаюсь прикормить лисят взятыми с собой фруктами. Апельсин и яблоко они воспринимают скорее, как мячики, хотя и пробуют их на зуб. Лисята охотно берут угощение с ладони, и их можно легко взять на руки и погладить. Впрочем, на руках непоседливые лисята тоже не сидят спокойно, и норовят лизнуть лицо или спрятаться под рубашку.

Скоро ли лиса станет столь же привычным нам домашним животным, как собака, сказать сложно, но вряд ли это произойдет в ближайшие годы. Ученым еще предстоит выявить все патологии поведения лисицы в отношениях с человеком.   Они продолжат исследовать процессы одомашнивания – в том числе, на крысах и на норках.

дарья шепелева институт цитологии и генетики со ран лаборатория эволюционной генетики лисы ручные лисы со ран