Можно ли клонировать мамонта

Интернет пестрит сенсационными заявлениями: ученые из Якутии обнаружили «живые» клетки мамонта. В ходе международной экспедиции…

Интернет пестрит сенсационными заявлениями: ученые из Якутии обнаружили «живые» клетки мамонта. В ходе международной  экспедиции «Яна-2012» им удалось найти шерсть животного с кусками жира и несколько костей. В одной из них было обнаружено одно внешне неповрежденное клеточное ядро. Его и окрестили «живой клеткой». Однако ученые из Палеонтологического института РАН скептически отреагировали на находку. Они считают: сохранение живых клеток при гибели животного практически невозможно, а идея клонировать мамонта – пока не больше, чем миф.

На самом деле подобные находки – не редкость. Ученые уже находили целые клетки. Однако после размораживания они «расплывались». Подобные случаи сложно назвать сенсацией. Также уже давно расшифрована митохондриальная ДНК мамонта, больше, чем наполовину ядерная ДНК, и продолжают поступать новые материалы. Однако пока получить полные цепи ДНК не удается. А это значит, что и клонировать мамонта нельзя. Заведующий лабораторией млекопитающих Палеонтологического института им. А.А. Борисяка РАН Александр Агаджанян объяснил, чем отличается живое от мертвого, и кому выгодны сенсационные заявления об обнаружении клеток мамонта.

КСТАТИ

О последних достижениях биотехнологий в области палеонтологии рассказывает свежий номер журнала «В мире науки».  Более 150 лет палеонтологи воссоздавали облик древних животных, основываясь лишь на находках твердых ископаемых останков – костей, зубов, остатков волосяного покрова. Такие сведения помогали ученым понять, какова была форма и размер исчезнувшего животного, насколько длинной была его шерсть, что оно ело на последний в жизни ужин и т.д. Но физические характеристики не давали понимания физиологических процессов, поддерживавших жизнь в организме.

Сегодня ученые могут восстанавливать генетический материал давно исчезнувших животных и синтезировать кодируемые им белки.  Это позволяет получать сведения о физиологии древних обитателей нашей планеты. Благодаря этому ученые уж выяснили потрясающие подробности из жизни легендарного доисторического зверя — шерстистого мамонта, в частности, стало понятно, как он адаптировался к условиям ледникового периода.

Все подробности читайте в статье Кевина Кэмпбелла и Майкла Хофрайтера «Новая жизнь древней ДНК».

александр агаджанян живые клетки мамонта кевин кэмпбелл клонирование майкл хофрайтер