Материалы портала «Научная Россия»

Можно ли измерить магию взгляда?

Ученые взволновал вопрос: как научно объяснить контакт, который устанавливается между людьми, непрерывно смотрящими друг другу в глаза? И

Ученые взволновал вопрос: как научно объяснить контакт, который устанавливается между людьми, непрерывно смотрящими друг другу в глаза? И ведет ли этот контакт к синхронизации активности мозга смотрящих?

Подтолкнула ученых к таким исследованиям художница, «бабушка перфоманса» Марина Абрамович. Она известна своими невероятными творческими экспериментами.

Один из самых известных «Ритм 0». В галерее Studio Mona в Милане Марина Абрамович предложила зрителям сделать что-нибудь с ее телом, воспользовавшись предметами, разложенными на столике. Некоторые из этих предметов могли  доставлять удовольствие, другимии можно было причинять боль. Перфоманс показал, что люди предпочли агрессию: они  резали одежду Абрамович, втыкали шипы розы в живот, кто-то даже взял пистолет и прицелился художнице в голову. Перфоманс пришлось прервать.

За другой перфоманс «Балканское барокко» в 1997 года на Веницианской биеннале Абрамович получила  золотого льва.  Замысел эксперимента поразил жюри: художница сидела на горе окровавленных костей и пыталась их отмыть. Этот перформанс был посвящен жертвам войны в Югославии. Марина Абрамович хотела показать, что  «смыть» это событие из жизни практически невозможно, точно также как и отмыть такую груду костей.

В 2010 году родилась идея нового эксперимента. В Нью-Йорке Марина Абрамович решила провести перфоманс «Художник присутствует». Его идея заключалась в том, что Марина просто сидела на стуле и неотрывно смотрела в глаза любому, кто приходил и садился напротив нее. Три месяца, 6 дней в неделю по 7,5 часов она приходила, чтобы «общаться взглядом». Очередь желающих поучаствовать была огромной. Посетители стояли по 16 часов, чтобы ненадолго заглянуть в глаза художнице. Реакции людей были совершенно непредсказуемы: кто-то плакал, кто-то испытывал необъяснимые приливы счастья.

Через год Марина Абрамович решила провести подобный эксперимент в Москве.Она задала ученым вопрос: «Можно ли измерить магию взгляда?». В Центре современной культуры «Гараж» состоялся научно-художественный эксперимент.

Добровольцы садились напротив друг друга и смотрели прямо в глаза. В это время при помощи портативных беспроводных электроэнцефалографов велась регистрация  электрической активности мозга (ЭЭГ). После эксперимента все результаты были отправлены в лабораторию известного психофизиолога, профессора Александра Каплана.

Недавно в Политехническом музее во время симпозиума «BRAINSTORMS» он представил результаты обработки собранных данных. Сравнивая ЭЭГ каждой пары участников, ученые анализировали, происходит ли синхронизация ритмов мозга в разных диапазонах частот.

Оказалось, что сходство все-таки есть. Иногда кривые совпадают на 0.5-0.6 при максимуме в единицу. Есть и такие пары, где «сходство возрастает» до 0.8. Однако пока у ученых нет четкого объяснения этим явлениям. Почему совпадения происходят не у всех? Почему сходство не достигает максимума? Чтобы получить ответы на эти вопросы, нужно провести еще серию экспериментов.

В целом и ученые, и художники сходятся во мнении, что проект «Измеряя магию взгляда» - отличная возможность для начала нового этапа взаимодействия науки и искусства, где логическое и интуитивное начала будут тесно связаны.

Александр Каплан, психофизиолог, заведующий лабораторией нейрофизиологии и нейроинтерфейсов биологического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова: «А что, если смотреть в глаза себе?»

Марина Абрамович, художник (Сербия-США): «В Нью-Йорке нездоровое общество!»

александр каплан зрение марина абрамович нейробиология

Назад

Социальные сети

Комментарии

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий