Зоологи из Кембриджского университета (Великобритания), под руководством доктора Бертольда Хедвига (Berthold Hedwig) открыли в мозгу самки сверчка нервную цепочку всего из пяти нейронов, которая позволяет ей узнавать брачную песню самца своего вида. Полностью результаты этой научной работы изложены в статье в журнале Science Advances, мы же изучили пресс-релиз университета.

Работает вновь открытая цепочка следующим образом. Когда уши насекомого (которые у сверчков, как и у кузнечиков, находятся на голенях передних ног) улавливают звук, похожий на стрекотание, они посылают импульс в слуховой отдел его мозга, где расположены те самые пять нейронов. Первый из них улавливает сигнал и передает его дальше, работая «передатчиком». Дальше цепочка разветвляется: один нейрон сразу передает сигнал на конечный нейрон-«приемник», в то время, как два других нейрона делают то же самое с определенной временной задержкой.

Когда ухо самки сверчка улавливает второй стрекочущий звук, повторяется то же самое. При этом сигнал, переданный напрямую от второго звука, может прийти в нейрон-«приемник» одновременно с задержанным сигналом от первого звука. Если это происходит, значит, ритм песенки опознается как «правильный», то есть самка понимает, что ее издает самец ее вида, готовый к спариванию. (Активность всех нервных клеток цепочки ученые могли наблюдать непосредственно, пометив их флюоресцентным красителем.)

Простота и эффективность этой схемы удивила ученых и заставила их задуматься о том, что, возможно, по тому же фундаментальному принципу работают и нервные цепочки, различающие более сложные звуки, в том числе и у людей. Возможно, и в том, как наш мозг анализирует речь, важную роль играет механизм задержки передачи нервного импульса.

«В сравнении с нашим сложным языком, сверчки имеют только несколько песен, которые они должны узнавать и различать, так что, глядя на их гораздо более простой мозг, мы стараемся понять, как нейроны вообще обрабатывают звуковые сигналы», — сказал доктор Хедвиг.

Напомним, что в последнее время мы узнали о многих интересных открытиях, связанных со слухом. Например, о том, что крик активирует в нашем мозге центр страха, или о том, что слуховыми галлюцинациями в той или иной степени страдает 81% людей.