Учёные внедрили ложные воспоминания в мозг мыши

Сделать это удалось за счёт воздействия света на определённые нейроны в области гиппокампа

У человека нередко возникает ощущение, что он вспоминает то, чего с ним на самом деле не происходило. Учёные Массачусетского технологического института во главе с Сусуму Тонегавой сделали шаг вперёд в понимании механизмов такой «ложной памяти», вызвав подобный эффект в мозге мыши.

Ранее было экспериментально выяснено, что у мышей, как и у людей, развита контекстная память: если грызуну в какой-либо определённой обстановке причинили боль, то он всякий раз замирает от страха, возвращаясь в эту обстановку. За формирование памяти в мозге млекопитающих, как известно, отвечает извилина, называемая гиппокампом («морским коньком»). А за ту самую контекстную память – её часть, именуемая зубчатой извилиной, или зубчатой фасцией (англ. dentate gyrus).

Для своих опытов Тонегава и его коллеги использовали генно-модифицированную мышь, у которой нейроны зубчатой фасции были «запрограммированы» на выработку светочувствительного белка во время своей активности, а рядом с ними вживлены кусочки световодного волокна. Животное поместили в специальную камеру и позволили ей исследовать всю обстановку на зрительные и обонятельные ощущения. Отличительными признаками последних служили чёрный пол, тусклый красный цвет и слабый запах уксусной кислоты.

На следующий день мышь оказалась в другой камере, в окружении абсолютно разных цветов и запахов. К тому же она периодически получала слабые, но чувствительные электрические удары по лапкам, причём каждый раз в момент удара мутантные нейроны через световод освещались синим светом.

Возвращаясь позже в первую камеру, зверёк не решался в неё входить; но ещё в одном, полностью незнакомом ему помещении это чувство страха пропадало. Из этого учёные и сделали вывод, что у мыши из-за попадания в опасную обстановку сформировались ложные воспоминания о безопасной.

По словам комментировавшего исследование, но не участвовавшего в нём американского нейробиолога Марка Мэйфорда (Mark Mayford), это первый эксперимент, который принёс научное доказательство того, что конкретный набор клеток может создать подмену реальному жизненному опыту.

Источник: news.sciencemag.org