Мотыльки эволюционировали: научились издавать звуки для репродуктивных целей

Чтобы не стать добычей летучих мышей, ночные мотыльки научились слышать их эхолокационные сигналы и развили различные типы защитного поведения. Также они приспособили слух для спаривания. Причем типы полового поведения, основанного на слухе, также могут быть многообразными. Об этом – статья датских и японских биологов в журнале Scientific Reports.

В новом исследовании биологи изучили два вида дальневосточных бабочек – кукурузного мотылька (Ostrinia furnacalis) и японскую лишайницу (Eilema japonica). Самцы обоих видов ухаживают за самками с помощью звуков, но происходит это по-разному.

Техника кукурузного мотылька проста: он издает звук, похожий на эхолокационный сигнал охотящейся летучей мыши, и таким образом обманывает самку, которая думает, что хищник рядом, и замирает, чтобы не привлекать его внимания. Самка же японской лишайницы различает сигналы самца и летучей мыши и спаривается, только когда слышит первый. В данном случае эволюция продвинулась на один шаг вперед: появился настоящий узнаваемый сигнал ухаживания, выросший из исконно защитного механизма.

Вариантов в использовании этих умений должно быть множество», – говорит Аннемари Сурликке (Annemarie Surlykke) из Университета Южной Дании.

Бабочки не всегда умели слышать, эта способность развилась у них 50–60 млн лет назад, когда в воздушном пространстве появились летучие мыши и потребность в защите от них. Результаты нового исследования предполагают множество путей, по которым может идти эволюция акустической коммуникации, возникшая изначально из совершенно иного типа поведения.

annemarie surlykke кукурузный мотылек японская лишайница