Прослежен путь сигналов о мотивации в мозге

Проводя опыты на крысах, учёные установили, где конкретно проходят мотивирующие сигналы, появляющиеся в префронтальной коре мозга

Нейробиологи из Стэнфорда, проводившие опыты с крысами, установили путь прохождения мотивирующих и демотивирующих сигналов в мозге. Их статья опубликована в журнале Nature.

Считается, что желание действовать рождается в префронтальной коре головного мозга и выражается сигналом, идущим к моторным нервам. Однако до этого исследования не было ясно, какими конкретно путями передаются эти сигналы о целесообразности траты энергии на определённые действия.

Чтобы проследить путь сигнала, учёные прибегли к оптогенетике. Этот метод состоит во внедрении в нейроны методом генетической инженерии опсинов – светочувствительных рецепторов, связанных с G-белками. То есть эти нейроны можно активировать и деактивировать, воздействуя на них светом.

Работая с грызунами, исследователи выяснили, что стимулирование префронтальной коры не мотивирует их. Дело в том, что одни нейроны в этой зоне включают мотивацию, другие – тормозят, то есть нужно определённое сочетание сигналов.

Путём проекции сигнала со ствола мозга учёным удалось понять, какие группы нейронов подают сигнал. При этом оказалось, что большую роль играет и часть ствола, называемая ядром шва. Интересно, что там производится серотонин, а этот нейромедиатор связан с изменением настроения. Стимулирование пути от нейронов коры к ядру шва в экспериментах было связано с повышением мотивации. Обратный эффект наблюдается при активировании пути между другими нейронами префронтальной коры и боковой частью поводка эпиталамуса.

Источник: med.stanford.edu