В Московском Кремле поселят соколов-сапсанов

ВНИИприроды Минприроды России передал пять этих птиц комендатуре Кремля для расселения на башнях

Птенцы сокола сапсана в количестве пяти особей выпущены на территории Московского Кремля с целью восстановления популяции этого вида, исчезнувшего не только в Москве, но и во всей Центральной России, сообщает пресс-служба Министерства природных ресурсов и экологии РФ. Птицы выращены в питомнике редких видов хищных птиц Русского соколиного центра Всероссийского научно-исследовательского института охраны природы Минприроды России (ФГБУ «ВНИИприроды»).

Замглавы ведомства Ринат Гизатулин отметил, что это не первый опыт взаимодействия природоохранных специалистов с Кремлём.

«В июне-июле 2012 года были переданы шесть птенцов сапсана. Благодаря совместным усилиям специалистов-орнитологов птицы прошли успешную адаптацию в природной среде на территории Кремля», – рассказал он.

На одной из башен – Константино-Еленинской – был специально оборудован гнездовой бокс; доставленные туда птицы выращивались без контакта с человеком так, чтобы обслуживающий персонал им не был виден. При таком выращивании птенцы не привыкают к человеку, что очень важно для успешной адаптации к природным условиям.

«Опыт предыдущих выпусков дает основание рассчитывать, что через несколько лет сапсаны изберут для гнездования одну из кремлёвских башен», – отмечается в сообщении Минприроды.

Сокол сапсан занесён в Красную книгу Российской Федерации, Красный список МСОП, приложения к ряду международных конвенций. Исторически этот вид обитал на территории Москвы, устраивая гнезда на наиболее высоких зданиях: вначале на колокольнях церквей и кремлёвских башнях, а с появлением «сталинских высоток» – и на некоторых из них. Позднее, в связи с массированным применением в сельском хозяйстве пестицидов группы ДДТ, эти соколы в центральной России практически исчезли.

С конца 90-х годов прошлого века ФГБУ «ВНИИприроды» реализует программу восстановления популяции сапсана путём интродукции в природу выращенных в питомнике птенцов. По данным министерства, в настоящее время пары пернатых хищников снова гнездятся и приносят потомство на высотных зданиях Московского государственного университета на Воробьёвых горах, МИД России на Смоленской-Сенной площади и других.

Источник: www.mnr.gov.ru