Морфин и кокаин действуют на центр удовольствия по-разному

При помощи генетических технологий установлено, что морфин и кокаин имеют противоположные эффекты на важный для работы мозга белок

Американские учёные обнаружили, что опиат морфин и психостимулятор кокаин воздействуют на мозговые центры удовольствия различными путями. Ранее считалось, что механизм их действия схож. Статья исследователей об этом опубликована в журнале Science, её содержание приводит сайт Medical Xpress.

Джа Вук Ку из Медицинской школы «Гора Синай» (Нью-Йорк) и его коллеги провели опыты на мышах по воздействию опиатов и психостимуляторов на вентральную область покрышки (ВОП) мозга и центр подкрепления (nucleus accumbens).

И морфин, и кокаин воздействуют на поток нейромедиатора дофамина, который играет важную роль в ощущении подкрепления. При стимуляции дофаминового нейрона он высвобождает допамин, который захватывают соседние клетки. Избыток возвращается в нейрон – происходит обратный захват дофамина.

Кокаин блокирует обратный захват, и избыток дофамина приводит к усилению эффекта поощрения. Кроме того, он делает клетки центра подкрепления, получающие сигналы из ВОП, более чувствительными к себе.

Известно, что белок человека под названием «нейротрофический фактор мозга» (он кодируется геном BDNF) в ВОП повышает реакцию поощрения от кокаина. Теперь выясняется, что под воздействием морфина BDNF производит противоположный эффект: он снижает реакцию поощрения и, соответственно, развитие зависимости.

При помощи генных технологий учёные подавляли BDNF и возбуждали нейроны в nucleus accumbens непосредственно (в норме же они получают импульсы, идущие из ВОП).  Оказалось, что подавление BDNF в ВОП позволило морфину улучшить возбудимость дофаминовых нейронов и, соответственно, увеличить поощрение. При оптическом возбуждении дофаминовых терминалов в nucleus accumbens, которые обычно получают сигнали из ВОП, наблюдался тот же эффект обратного действия BDNF.

Такие тонкие исследования могут сыграть большую роль в понимании механизма действия наркотиков и разработке терапии зависимых.

вентральная область покрышки кокаин мозг морфин наркотики нейробиология центр подкрепления