Сравнивая спутниковые снимки селевых потоков на Марсе или на Земле, ученые из Германии, Голландии, Великобритании и Швеции обнаружили, что жидкая вода существовала на Красной планете относительно недавно, не позднее миллиона лет назад. То есть вероятность того, что в прошлом планета была обитаема, повышается. О своем открытии ученые рассказали подробно в Nature Communication и более популярно в The Conversation.

Ученые изучили, как изменялся наклон оси вращения Марса в прошлом. Наклон оси служит причиной смены сезонов, а ее изменение еще влияет и на климат. Причем Марс испытывает более сильные вариации наклона оси вращения, чем Земля. Оказалось, что миллион лет назад ось вращения была наклонена сильнее, чем сейчас, и это связано с обилием селевых потоков на поверхности Красной планеты, а именно в кратере Исток, расположенном в приполярной области южного полушария Марса.

Чтобы оценить возраст селевых потоков в кратере Исток, ученые подсчитали число более мелких метеоритных кратеров. Выяснилось, что селевые потоки перекрывают кратеры, то есть они довольно молодые и сформированы примерно один миллион лет назад. Причем селевые потоки случались неоднократно.

Кроме того, по спутниковым снимкам Истока, сделанным под разными углами, ученые создали 3D-модель высокого разрешения и сравнили ее со спутниковыми снимками селевых потоков Исландии. Оказалось, что марсианские потоки случались с той же периодичностью, что и на Земле.

Кроме того, овраги, похожие на те, что образовались селевыми потоками в кратере Исток, есть и в других местах Марса. Но они не такие молодые, как потоки в Истоке, и это странно. Возможно, дело в особых погодных условиях кратера, которые существовали миллион лет назад, или в кратере был какой-то другой источник воды, например, подземный.