Найдены молодые селевые потоки на Марсе

Селевые потоки в кратере Исток образовались не позднее одного миллиона лет, что открывает новые перспективы для поиска жизни на планете.

Сравнивая спутниковые снимки селевых потоков на Марсе или на Земле, ученые из Германии, Голландии, Великобритании и Швеции обнаружили, что жидкая вода существовала на Красной планете относительно недавно, не позднее миллиона лет назад. То есть вероятность того, что в прошлом планета была обитаема, повышается. О своем открытии ученые рассказали подробно в Nature Communication и более популярно в The Conversation.

Ученые изучили, как изменялся наклон оси вращения Марса в прошлом. Наклон оси служит причиной смены сезонов, а ее изменение еще влияет и на климат. Причем Марс испытывает более сильные вариации наклона оси вращения, чем Земля. Оказалось, что миллион лет назад ось вращения была наклонена сильнее, чем сейчас, и это связано с обилием селевых потоков на поверхности Красной планеты, а именно в кратере Исток, расположенном в приполярной области южного полушария Марса.

Чтобы оценить возраст селевых потоков в кратере Исток, ученые подсчитали число более мелких метеоритных кратеров. Выяснилось, что селевые потоки перекрывают кратеры, то есть они довольно молодые и сформированы примерно один миллион лет назад. Причем селевые потоки случались неоднократно.

Кроме того, по спутниковым снимкам Истока, сделанным под разными углами, ученые создали 3D-модель высокого разрешения и сравнили ее со спутниковыми снимками селевых потоков Исландии. Оказалось, что марсианские потоки случались с той же периодичностью, что и на Земле.

Кроме того, овраги, похожие на те, что образовались селевыми потоками в кратере Исток, есть и в других местах Марса. Но они не такие молодые, как потоки в Истоке, и это странно. Возможно, дело в особых погодных условиях кратера, которые существовали миллион лет назад, или в кратере был какой-то другой источник воды, например, подземный.

вода на марсе марс наклон оси селевые потоки