При изучении гранита, куда ударила молния, ученые из США, Германии и Австралии обнаружили особые тонкие слои стекла — ударные ламели. Раньше считалось, что они образуются только при ударе метеорита. Об этом сообщает пресс-служба Университета Пенсильвании со ссылкой на статью в American Mineralogist.

Группа минералогов изучала граниты в районе Ле Прадал на юге Франции, в которые ударяла молния. Признаком удара служат темные прослойки в трещинах разломов — это фульгуриты. Так называют видоизмененные, спекшиеся и покореженные минералы кварца. Образование фульгуритов закономерно, ведь при ударе молния нагревает камень до 1600 градусов Цельсия. А вот тонкие параллельные стеклоподобные прослойки — ударные ламели, которые ученые обнаружили при изучении фульгуритов под микроскопом, — это что-то необычное. Считалось, что они образуются только при ударе метеоритов. Для их образования требуется сила примерно 10 гигапаскаль, что в 20 млн раз превосходит силу боксерского удара.

Кроме того, фульгурит оказался пористым, вероятно, из-за того, что молния испарила часть поверхности камня.

«Думаю, самое восхитительное, это что исследование показывает, на что способна молния, — сказал Рето Жире (Reto Gieré), профессор в Университете Пенсильвании. — Увидеть, как молния в бувальном смысле плавит камень и меняет кристаллическую структуру, для меня просто поразительно».