Учёные выяснили, как голые землекопы защищаются от рака

Устойчивость к онкологическим болезням диковинным африканским грызунам обеспечивают те же молекулы, которые делают их кожу эластичной

Американские учёные раскрыли секрет устойчивости к раку у необычных животных – африканских голых землекопов. Как оказалось, те же химические вещества, которые обеспечивают небывалую эластичность кожи этих грызунов, способны бороться и с клетками, вызывающими онкологические заболевания.

Голые землекопы (Heterocephalus glaber) – это животные, родственные дикобразам, но имеющие очень слабо выраженный покров на коже и проводящие практически всю свою жизнь под землёй. Помимо отсутствия шерсти, они отличаются тем, что не могут регулировать температуру своего тела и, подобно термитам, муравьям или пчёлам, ведут общественный образ жизни. Вместе с тем живут эти зверьки, по меркам грызунов, очень долго – до 32 лет. Кроме полного отсутствия заболеваемости какими-либо видами рака, учёные обнаружили у них нечувствительность к химическим ожогам.

Своё открытие группа биологов Рочестерского университета (штат Нью-Йорк) во главе с выходцем из СССР Андреем Селуановым совершила почти случайно. Ещё в 2009 году они заметили, что фибробласты (особые клетки соединительной ткани) голых землекопов гораздо труднее сохранить и вырастить в чистой культуре, чем такие же клетки мышей. К тому же питательная среда этой культуры очень быстро приобретала настолько вязкую консистенцию, что забивала все канализационные стоки в лаборатории.

«Я тогда сказал своим аспирантам: мы должны изучить это противное вещество, возможно, оно и связано с сопротивлением раку», – вспоминает Селуанов.

Как выяснили учёные, слизь отличалась повышенным содержанием особого углевода – гиалуроновой кислоты. Вместе с коллагеном и другими химическими веществами эта кислота создаёт прочную межклеточную матрицу, делая кожу голых землекопов морщинистой и вместе с тем очень эластичной. Кроме того, её длинные молекулы окружают все клетки плотной сетью, в которой клетки-мутанты ракового характера погибают прежде, чем успевают встретиться с себе подобными. Лишь искусственно убрав ген, отвечающий за выработку гиалуроновой кислоты, или увеличив количество перерабатывающего её белка, биологи могут подвергнуть животных заражению злокачественными опухолями.

По словам Селуанова, дальнейшая исследовательская работа его группы будет связана с попытками создания такого же молекулярного механизма у мышей, а в будущем, возможно, удастся разработать и лекарственные препараты, которые за счёт стимулирования выработки длинных молекул гиалуроновой кислоты позволят блокировать рак у человека.

голые землекопы молекулярная биология рак