Формирование памяти исследуют на молекулярном уровне

Роль ферментов в формировании долгосрочной и краткосрочной памяти различна

Специалисты из Нью-Йоркского университета и Калифорнийского университета в Ирвине детально описали формирование памяти на молекулярном уровне. Их статья опубликована в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences. Не исключено, что она пригодится фармакологам, разрабатывающим лекарства, улучшающие память.

Уже некоторое время нейробиологам известны разные аспекты системы молекулярных сигналов, связанных с формированием памяти. Пространственные и временные характеристики взаимодействия между молекулами почти не изучены.

Учёные исследовали нейроны моллюска аплизии калифорнийской (Aplysia californica). Это модельный организм для исследования нервной системы: её нейроны в 10—50 раз крупнее, чем у высших организмов (например, позвоночных), а их сеть сравнительно мала. Механизм кодирования памяти на протяжении эволюции не менялся, и поэтому он обладает сходством с аналогичным механизмом у млекопитающих.

Внимание исследователей было приковано к молекулам митоген-активируемой протеинкиназы (МАПК) и протеинкиназы А (ПКА), которые участвуют в формировании памяти и регуляции синаптической пластичности.

Моллюски были подвержены сенсибилизационному обучению, которое обостряло их поведенческие рефлексы после умеренной активации хвостового нерва. Затем изучалась активность МАПК и ПКА. Обе молекулы участвовали в формировании памяти сенсибилизации, но природа их взаимодействия понятна плохо.

Активность МАПК и ПКА координирована в пространстве и времени. При формировании среднесрочной и долгосрочной памяти активны оба фермента, но в большей степени МАПК. В краткосрочной памяти задействована только ПКА.

молекулярная биология нейробиология память ферменты