Международная команда астрономов во главе с учеными из Кембриджа (Великобритания), работая на Южном телескопе обсерватории Джемини (Чили), открыла у молодой звезды в созвездии Кентавра протопланетный диск, очень похожий по размерам и составу на Пояс Койпера, расположенный за орбитой Нептуна. Это открытие, как сообщается в пресс-релизе Кембриджского университета, может пролить свет на «младенчество» Солнечной системы.

Звезда, о которой идет речь, лишь немного больше нашего Солнца. Называется она HD 115600 и находится на расстоянии 360 световых лет от Земли. Подробно сфотографировать ее протопланетный диск ученым удалось при помощи нового устройства, называемого GPI (Gemini Planet Imager, то есть «Устройство для съемки планет Джемини»).

Протопланетный диск звезды HD 115600 лежит от нее на расстоянии от 37 до 55 астрономических единиц (1 а.е. = среднему расстоянию от Земли до Солнца). На таком же удалении от Солнца расположен и Пояс Койпера в нашей системе — огромное кольцо пыли, камней и астероидов, находящееся за орбитой Нептуна. Более того, окружающий HD 115600 диск, как и пояс Койпера, во многом состоит из частичек льда и силикатов. Именно они, отражая лучи звезд, делают этот диск светлым при его наблюдении в телескоп.

В результате, формирующаяся планетарная система звезды HD 115600 «очень похожа на то, как выглядела внешняя часть нашей Солнечной системы "во младенчестве "», — сказал руководитель группы астрономов Тейн Карри (Thayne Currie), сотрудник обсерватории Субару на Гавайях.

Такое сходство позволяет ученым говорить о том, что формирующаяся выглядит так же, как выглядела «во младенчестве» наша Солнечная система. Сохранившийся в ней сегодня Пояс Койпера как раз и является остатками протопланетарного диска, из которого когда-то сформировались все планеты, включая нашу Землю.

Если звезда HD 115600 показывает, каким было «детство» Солнца, то HIP 102152, открытая в 2013 г. другой международной группой астрономов на Сверхбольшом телескопе Европейской южной обсерватории, показывает, каким будет его «старость».

В далеком космосе находили двойников не только Солнца, но и нашей Земли. Пример — планета Кеплер-78b, которую открыли в том же году с помощью телескопа NASA Kepler.