Чёрная дыра в центре нашей Галактики, возможно, «бодрствует»

Слабые γ-лучи указывают на недавнюю активность сверхмассивной галактической чёрной дыры

Астрономы нашли лучшее на сегодняшний день доказательство тому, что в недавнем прошлом сверхмассивная чёрная дыра, известная как Стрелец А, лежащая в самом центре Млечного Пути, произвела пару вспышек.

Питаясь пролегающими слишком близко звёздами и облаками газа, чёрные дыры в сердцах других галактик создают яркие вспышки, которые можно увидеть даже на колоссальном расстоянии. Однако чёрная дыра Млечного Пути ведёт себя смирно. Обнаружение с помощью космического γ-лучевого телескопа Ферми слабых вспышек γ-лучей позволяет предположить, что Стрелец А не всегда был так безмятежен. По словам астрофизика Дугласа Финкбайнера, возможно, ещё 50 000 лет назад этот «скромняга» проявлял активность, поглотив газовое облако массой приблизительно в 100 раз превосходящей массу Солнца.

«Если эти явления действительно являются исходящими из чёрной дыры γ-лучами, то это свидетельствует о том, что наша галактическая сверхмассивная чёрная дыра не всегда была такой же слабой, как сейчас», — говорит специалист Массачусетского технологического института в Кембридже Фред Баганофф. Это, в свою очередь, пролило бы свет на давнюю загадку. В настоящее время Стрелец А растёт со скоростью, приблизительно в 1000 раз меньшей, чем при формировании нашей галактики 13 миллиардов лет назад. «Если существование вспышек γ-лучей подтвердится, то оно станет самым убедительным на данный момент доказательством его высокой активности в прошлом», — заявляет он.

Возможно, именно эти вспышки повинны и в еще одном интригующем галактическом явлении: двух гигантских γ-лучевых пузырях, которые Финкбайнер и его коллеги обнаружили ранее. И пузыри, и вспышки берут своё начало в районе центра Млечного Пути и простираются от него на расстояние приблизительно 27 000 световых лет. Считается, что оба явления возникают в результате столкновений низкоэнергетических фотонов инфракрасного диапазона и двигающихся практически со скоростью света электронов.

Несмотря на то, что вспышки туманны, а наблюдения не подкрепляются статистической значимостью, которую астрономы сочли бы доказательством, определенные их характеристики все же выглядят убедительными. Вспышки становятся ярче при повышении γ-лучевой энергии и также превышают по яркости окружающее межзвёздное пространство. «После сведения воедино всех имеющихся данных представляется весьма вероятным, что эти явления — не что иное, как вспышки, исходящие из центра галактики», — считает Баганофф.

Источник: Рон Коуэн, Nature.com