В центре Млечного пути: «икс» или «орех»?

Две группы астрономов при помощи телескопов ESO построили лучшую на сегодняшний день трёхмерную карту центральной части нашей Галактики

Две группы астрономов при помощи телескопов Европейской южной обсерватории (ESO) построили лучшую на сегодняшний день трёхмерную карту центральной части нашей Галактики. Оказалось, что под некоторыми углами зрения внутренние области Млечного пути напоминают своими очертаниями орешек арахиса, а с других направлений их структура выглядит Х-образной. Эти результаты получены на основе наблюдений с широкоугольным телескопом ESO VISTA, а также измерений движений сотен очень слабых звёзд в центральной области Галактики – так называемом галактическом балдже.

Галактический балдж (от англ. bulge – выпуклость, вздутие) – одна из основных и наиболее массивных частей нашей Галактики. Это гигантское звёздное облако вокруг центра Галактики насчитывает около 10 миллиардов звёзд и простирается на тысячи световых лет. К несчастью, с Земли, находящейся глубоко в недрах галактического диска на расстоянии около 27 000 световых лет от его центра, вид на центральную часть Галактики открывается не очень выигрышный – её заслоняют от нас плотные облака газа и пыли. Детальные наблюдения стали возможны лишь с появлением как наземных, так и орбитальных телескопов, работающих в инфракрасном и других невидимых диапазонах.

«Глубина проникновения звёздного каталога VISTA в сторону слабых звёзд значительно превышает достигнутую в предыдущих работах такого типа. Теперь мы можем регистрировать весь состав звёздного населения во всех областях балджа, кроме, может быть, наиболее сильно экранируемых пылью. На основе этих данных мы можем построить трехмерную карту галактического балджа. Эта карта впервые построена нами без предварительного задания какой-либо модели, описывающей его форму», – говорит Кристофер Вегг (Christopher Wegg) из Института внеземной физики Общества Макса Планка (ФРГ).

«Мы обнаружили, что внутренняя область нашей Галактики имеет коробкообразную форму, которая с одной из сторон сильно напоминает арахисовый орех в скорлупе, с другой – гигантскую букву X, а сверху – вытянутую перемычку», – добавляет Ортвин Герхард (Ortwin Gerhard) из той же исследовательской группы.

Второй международный коллектив учёных под руководством чилийского аспиранта Серхио Васкеса (Sergio Vásquez) избрал для изучения структуры балджа другой подход. Сравнивая изображения, полученные на 2,2-метровом телескопе MPG/ESO с интервалом в 11 лет, астрономы смогли измерить на этих снимках микроскопические смещения звёзд. Дополнив эти измерения определением движений тех же объектов по лучу зрения в направлении к Земле или от неё, исследователи получили трёхмерную карту пространственных перемещений более 400 звёзд.

«Впервые проведено столь массовое определение трёхмерных скоростей индивидуальных звёзд балджа. Оказывается, что звёзды, которые мы наблюдали, образуют «потоки» вдоль X-образных ветвей балджа, двигаясь при этом вверх и вниз от плоскости Млечного Пути. Это очень хорошо соответствует предсказаниям современных моделей», – заключает Васкес.

балдж галактики европейская южная обсерватория млечный путь