Биологи из США открыли, что крошечный одноклеточный паразит оказывает гораздо большее воздействие на колонию домашних пчел, чем думали раньше. Ученые сделали вывод, что группа простейших — микроспоридии Nosema ceranae, которые паразитируют во взрослых азиатских и европейских пчелах, поражают и личинки. Этот результат очень важен, так как помогает установить причины загадочного вымирания колоний пчел в Северной Америке и Европе. Статья об этом исследовании опубликована в журнале PLOS ONE, передает пресс-служба Калифорнийского университета в Сан-Диего.

Родственный грибам микроб Nosema ceranae тоже внес вклад в вымирание пчел. Он распространяется в виде спор и развивается в клетках насекомых. Но раньше считали, что эти паразиты не живут в личинках. Их споры находили только во взрослых особях, и вообще-то напрямую не изучали, как они развиваются и живут в личинках.

В новом исследовании ученые из Калифорнийского университета в Сан-Диего решили восполнить этот пробел и узнать, как личинки заражаются спорами Nosema ceranae. Они выяснили, что заражение потомства в колонии пчел может оставаться незамеченным неделями, потому что личинки обычно имеют невысокий уровень осемененности спорами. В отличие от взрослых пчел, которые заражаются сильно и это сразу заметно. Какие-то подробности, кроме факта заражения личинок паразитом, ученые пока раскрыть не могут, нужны дальнейшие наблюдения вне стен лаборатории, на пасеках.

С 2006 года пчеловоды в Северной Америке и Европе каждый год теряют одну треть колоний пчел из-за загадочных «беспорядков»: насекомые начинают вести себя странно (портал Научная Россия рассказывал об этой проблеме). Специалисты встревожены и предрекают даже полное уничтожение колоний домашних пчел. Точная причина мора неизвестна. Ученые связывают это явление и с пестицидами, и с патогенными микроорганизмами, клещами, и с неправильным уходом.