Микроквазар впервые найден вне Млечного Пути

Раньше микроквазары находили только в нашей галактике, но теперь подобный объект нашли и в Туманности Андромеды

Астрономы впервые обнаружили вне Млечного Пути микроквазар – систему из чёрной дыры, захватывающей материю из звезды-донора. Этот объект, испускающий рентгеновское излучение и радиоволны, найден в галактике Андромеды в 2,5 миллионах световых лет от Земли. Об этом сообщает Национальная радиоастрономическая обсерватория США.

В подобных микроквазарах чёрная дыра массой в несколько солнечных забирает материю от звезды в быстро вращающийся диск. Этот окружающий дыру диск так нагревается, что испускает рентгеновские лучи. Он также разгоняет тонкие струи субатомных частиц до скоростей, приближающейся к световой. Эти струи генерируют мощные всплески радиоизлучения. Действие чёрной дыры варьирует, и меняется мощность излучений, но детали этого взаимодействия понятны плохо.

«Мы думаем, что это тот же механизм, который работает в квазарах ядер галактик, где чёрные дыры в миллионы раз массивнее. В небольших системах всё происходит гораздо быстрее, поэтому мы получаем много данных и пытаемся понять физические принципы»,  –  заявил руководитель работ Мэтью Миддлтон (Matthew Middleton) из Даремского университета и Астрономического института Антона Паннекука в Амстердаме.

«Понимать эти вещи очень важно, поскольку мы думаем, что квазары играли важную роль в перераспределении материи и энергии на начальных этапах существования Вселенной», – добавил учёный.

Первый микроквазар был открыт в 1994 году, за ним последовали ещё несколько, но все они находились в пределах нашей галактики. Их изучению не способствует затемнение в Млечном Пути, так что микроквазары за его пределами могут дать больше информации.

Объект был найден радиотелескопом XMM-Newton и затем изучался космическимим обсерваториями «Свифт» и «Чандра». Полученные данные изложены в статье в журнале Nature.

Источник: www.nrao.edu