Найдены сообщества микробов, которые выжили бы на Марсе

Сотрудники МГУ установили, что некоторым сообществам земных микроорганизмов не страшны суровые условия марсианской почвы

Как пишет газета «Известия», сотрудники факультета почвоведения МГУ им. М. В. Ломоносова установили, что некоторым сообществам земных микроорганизмов не страшны ни вакуум, ни радиация, ни сильные окислители, включая перхлорат, который недавно был найден на Марсе аппаратом Curiosity. Иными словами, эти бактерии могли бы долгое время жить в марсианских условиях, полагают учёные.

«Мы смоделировали ситуацию Марса как можно ближе к реальной. В Физико-техническом институте им. А. Ф. Иоффе сделали специальную климатическую камер по тем параметрам, которые существуют на этой планете. Испытали в этой камере несколько образцов микробных сообществ из аридных почв и антарктического грунта и выяснили, что высокие концентрации окислителей, радиация, низкое давление и температуры не противоречат возможности адаптации и длительного выживания на Марсе этих микроорганизмов», – объяснила старший научный сотрудник факультета почвоведения МГУ Елена Воробьёва.

Ранее разные группы ученых уже неоднократно проводили исследования воздействия экстремальных условий на микроорганизмы. Принципиальное отличие новых экспериментов в том, что они проводились не с отдельными колониями бактерий, а с целым сообществом микроорганизмов. «Чтобы понять, как едет автомобиль, нужно исследовать его и целиком, а не только по отдельным запчастям», – приводит образное сравнение Воробьёва.

Бактерии в сообществах выживали при температурах от -50 до +50 градусов Цельсия, при давлении меньше чем в один торр и при воздействии высоких доз облучения (25 Mrad). При этом бактериальные сообщества выжили при получении доз, считавшихся ранее стерилизующими, и не погибли при воздействии критических значений кислотности. Учёные считают, что поодиночке микробные культуры бы не имели шансов на выживание, но смогли приспособиться именно в сообществах. Некоторые микроорганизмы при этом даже сохранили метаболические и репродуктивные функции.

Важно также, что в эксперименте был задействован перхлорат, найденный марсоходом. То есть можно сказать, что доказано, что грунт Марса не губителен для жизни, и его радиация терпима для микроорганизмов. Сейчас учёные из МГУ продолжают эксперименты в климатической камере, увеличивая дозу радиации и пытаясь найти критическую.

Источник: izvestia.ru