В Нидерландах придумали пирамидальные ловушки для живых клеток

Микроскопические пирамидки, созданные учёными из Нидерландов, позволяют изучать клетку в трёхмерном представлении

Специалисты из институтов MESA+ и MIRA Университета Твенте (Нидерланды) создали микропирамидки, в которые можно заключать живые клетки, причём через открытые «стенки» пирамид они могут взаимодействовать, передаёт портал Phys.org. Изобретение будет описано в декабрьском выпуске специализированого журнала Small.

Разместить клетки в объёмных структурах интересно, потому что обычно в лабораториях их изучение проходит практически в двумерном режиме: клетки организуются не так, как в человеческом организме.

Технология изготовления пирамидок была открыта случайно. Она получила название угловой литографии. Дело в том, что на кремниевые пластины, помещённые в остроугольную форму, удобно наносить другие материалы. После извлечения готовой пластины небольшое количество кремния всё равно остаётся в углу. Его можно применить в атомном силовом микроскопе, а можно просто использовать как микропирамиду.

Сначала учёные попробовали захватывать этими пирамидками полистироловые шарики. Затем в пирамидки стали помещать хондроциты – клетки хрящевой ткани: через отверстие в дне пирамидки они попадали внутрь с тончайшей струёй жидкости. Затем клетка в каждой пирамидке начинает взаимодействовать с соседними. Изучая эти клетки, можно исследовать, к примеру, процесс регенерации ткани.

Кроме того, в гранях микропирамид можно сделать отверстия, чтобы между ними функционировали сети микро- или наножидкостных каналов.

клеточная биология нанотехнологии угловая литография университет твенте