Ожирение связано с отсутствием одного нейрона

Французские исследователи нашли новую функцию одного из нейронов головного мозга мышей

Опыты на мышах показали, что к ожирению и диабету может приводить отсутствие определённого нейрона в мозге животного. Решающим фактором, однако, является то, как мыши питаются, заявили авторы исследования, опубликованного в The EMBO Journal.

При обыкновенной углеводной диете мыши, у которых отсутствуют нейроны AgRP. Тем не менее, если таких животных кормить пищей в высоким содержанием жиров, они вырастают достаточно здоровыми.

Дело в том, что данные нейроны регулируют расщепление и хранение питательных веществ в тканях. При отсутствии AgRP мыши не адаптируются к углеводной диете, и их метаболизм больше приспособлен к жирной пище.

«Склонность к ожирению и другим заболеваниям, связанным с обменом веществ, обычно объясняется сложными генетическими взаимодействиями и радикальными переменами в окружающей среде, которые произошли за последнее столетие. Однако дело не только в том, что вы едите и какое у вас генетическое строение, но и в том, как организм преобразует, хранит и использует питательные вещества из пищи», – рассказал ведущий автор работы Серже Люке (Serge Luquet) из Национального центра научных исследований (CNRS) и Университета Париж VII имени Дени Дидро.

«Вопрос, который мы хотели проверить экспериментально, состоял в том, шире ли действие определённых клеток мозга, известных как AgRP-нейроны, чем известная регуляция аппетита. Мы нашли новую функцию этих клеток, которая влияет на связь с другими тканями и их работу, в том числе печени, мышц и поджелудочной железы», – добавил Люке.

Оказалось, что у мышей без нейронов AgRP, которых кормили углеводами, наблюдается ожирение, повышенный уровень инсулина и нормальный уровень сахара в крови. Те животные, которые потребляли пищу с высоким содержанием жиров, набирали вес медленнее и имели улучшенный клиренс сахара в крови.

«Понимание механизмов мозгового контроля переработки и хранения питательных веществ в периферических органах может привести к прорыву в лечении метаболических заболеваний», – считает Люке.