Умеют ли мыши петь хором?

Американские учёные объявили, что мыши обладают способностью учиться устному общению и даже хоровому пению. Эту точку зрения…

Группа американских учёных заявила, что мыши могут обучаться хоровому пению – подобная способность раньше была известна только у людей и птиц. Статья с этим необычным выводом опубликована в журнале PLoS ONE, её изложение напечатано также в журнале Brain and Language.

«Мы заявляем, что мыши обладают урезанными версиями мозговых и поведенческих механизмов, которые у людей служат для обучения речи, а у птиц – пению», – сказал нейробиолог Эрих Джарвис (Erich Jarvis) из Университета Дьюка.

Это открытие опровергает доминировавшее в течение 60 лет мнение о том, что мыши не могут учиться вокалу. «Если мы не ошиблись, то эта находка активизирует работу учёных, занимающихся аутизмом и неврозами тревоги. Исследователи, использующие мышей в качестве моделей влияния этих заболеваний на устную коммуникацию, наконец поймут, какие системы мозга отвечают за голосообразование у мышей», – добавил Джарвис.

По мнению коллектива учёных, механизм вокализации у мышей больше схож с человеческим, чем с известным у шимпанзе и других приматов. Полученные данные также противоречат результатам двух недавних исследований, согласно которым мыши не различают тональности, а их голос не меняется при глухоте.

Мышей проверяли на обучение вокалу в рамках большого проекта по эволюции речи человека. Такой способностью обладают только люди, певчие птицы, попугаи и колибри. У других животных ничего подобного до настоящего времени не находили.

Один из исследователей Густаво Арриага (Gustavo Arriaga) из Тулейнского университета использовал маркеры экспрессии генов, которые подсвечивали нейроны в двигательной области коры мозга мыши, когда те пели. При повреждении нейронов мыши не могли держать тональность и правильно повторять песни. То же самое наблюдалось при глухоте.

При помощи радиоактивного атома Арриага проследил путь сигналов о пении от нейронов двигательной коры к мозговому стволу, а затем к мускулатуре глотки. «Самым удивительным был прямой путь сигнала из переднего мозга в ствол и к мышцам», – считает Джарвис.

Это может свидетельствовать о том, что вокализация у мышей происходит так же, как у птиц и людей. Арриага и Джарвис полагают, что так оно и есть. Они решили провести эксперимент: посадили двух самцов мыши в одну клетку с самкой. Через 7—8 недель они начинали петь в одной тональности, то есть хором. Такой опыт был проделан дважды с 24 мышами.

Последний вывод, однако, уже подвергается сомнению. Эксперт по устной коммуникации Немецкого центра приматов Курт Хаммершмидт (Kurt Hammerschmidt) заявил, что совпадения по тону учёные наблюдали и у животных, неспособных к голосовому обучению, а число исследованных животных слишком мало для статистически значимых заключений.

биокоммуникация зоопсихология зоосемиотика нейробиология