Весна 2016 года стала для Московского Университета временем важных событий, выходящих за рамки внутриуниверситетской жизни. Этим событиям была посвящена пресс-конференция ректора МГУ Виктора Садовничего в МИА «Россия сегодня».

Прежде всего — это успешный запуск спутника «Ломоносов», который состоялся 8 апреля в 5 часов 1 минуту по московскому времени. Это был первый пуск с нового космодрома России — «Восточный». В.А.Садовничий очень высоко оценил новый космодром.

«Это грандиознейший современный комплекс, очень выгодный с точки зрения баллистики запусков, — сказал ректор. — Он будет являться основным космодромом нашей страны. Я видел Плесецк, видел Байконур, и могу сказать, что «Восточный» выгодно отличается своей мощью, удобством и замыслом. Уже построены основные сооружения космодрома, рядом с ним строится город Циолковский. Уже сейчас космодром обслуживают сотни молодых специалистов, выпускников разных университетов России. В Амурском университете г.Благовещенска открыт даже специальный факультет, ориентированный на обслуживание запусков «Восточного».

Название изображения

Спутник «Ломоносов», а также космические аппараты «Аист-2Д» и наноспутник SamSat-218 на орбиту вывела ракета-носитель «Союз-2.1а» — нового поколения. «Я бы назвал «Ломоносов» не спутником, а современной космической станцией, — продолжил Виктор Садовничий. — Все приборы на этом спутнике сделаны в МГУ, в сотрудничестве с несколькими зарубежными университетами, но решающий вклад в его создание внесли именно ученые, студенты и аспиранты МГУ, разных факультетов. Для МГУ это стало возможным благодаря большому накопленному опыту: «Ломоносов» — это шестой по счету космический аппарат, созданный в Московском Университете».

Все стартовые условия были надежными — и платформа «Канопус», и оборудование, и ракета-носитель. Ректор МГУ прокомментировал ситуацию задержки запуска на сутки. «Ситуация была волнительная, но ничего особенного в том, что запуск прошел не с первой попытки, не было, — сказал Садовничий. — «Татьяна-2» например, тоже ушла на орбиту со второй попытки, и по той же причине — неполадок в системе подачи топлива. В данном случае на самом деле, отказала не система подачи топлива, а контролирующая автоматика. Это именно автоматика сказала "нет", потому что не было сигнала. Были недоработки при ее монтаже. Многие были расстроены, но я понимал, что ничего необычного не состоялось, и утром мы обязательно запустим спутник».

Название изображения

О том, что все системы спутника работают в нужном режиме, стало известно практически сразу после запуска: ракета вывела спутник на заданную орбиту — 500 км, спутник отделился, главное оборудование раскрылось. «Впереди были недели тестирования сложнейшего оборудования, — рассказал ректор, — каждый день генеральный конструктор Леонид Алексеевич Макриденко докладывал мне о том, что постепенно все приборы на "Ломоносове" оживают, включаются, и спутник работает устойчиво. Сейчас включены внутренние системы обогрева, первые два прибора протестированы и начали сброс информации. Один из приборов обнаружил и зафиксировал Бразильскую магнитную аномалию, другой дал данные по микроускорениям и микровибрации. Еще несколько дней, до 21 мая, мы будем завершать тестирование других приборов, не ожидаем ничего необычного, это просто стандарт запуска спутника».

Спутник предназначен для исследования экстремальных космических явлений в атмосфере Земли, ближнем космосе и Вселенной, например, космических лучей предельно высоких энергий — следов «большого взрыва». На борту «Ломоносова» находится комплекс приборов, которые будут изучать гамма-всплески в гамма-диапазоне с помощью гамма-детекторов, разработанных в МГУ, а также в видимом, ультрафиолетовом и в рентгеновском диапазонах с помощью телескопов, созданных в Государственном астрономическом институте имени П.К. Штернберга.

Кроме того, спутник будет заниматься мониторингом радиационной обстановки и мониторингом опасных объектов в околоземном космическом пространстве совместно с сетью наземных телескопов «Мастер». Еще одна задача — это испытание электронной системы, которая сможет корректировать те недостатки вестибулярного аппарата человека, которые проявляются во время невесомости.

«Таким образом, нами начат крупный научный проект, — подчеркнул ректор МГУ. — Он уникальный. Совсем скоро спутник заработает на полную мощь, будем на это надеяться, хотя космос — дело сложное!»

Название изображения

Виктор Садовничий также рассказал собравшимся о еще одном важном событии — открытии нового совместного Российско-Китайского университета в г. Шэньчжэнь на юге КНР. Организаторами его стали МГУ им. М.В. Ломоносова, Пекинский политехнический институт и Народное правительство Шэньчжэня.

Новый университет — некоммерческая китайско-иностранная совместная образовательная организация. Договор о создании университета МГУ—ППИ был подписан в 2014 году. Это один из важных проектов в использовании передовых образовательных технологий. Планируется, что специалисты, которые закончат этот университет, получат дипломы МГУ и совместного международного университета.

Виктор Садовничий рассказал о том, что даже здание нового российско-китайского университета будет поразительно похоже на Главное здание МГУ на Воробьевых горах: та же архитектура, шпиль, звезда, те же часы на башнях. «Он у них чуть ниже, но незначительно. Архитекторы из Китая решили в короткие сроки — всего два года — создать его копию. Сейчас уже построено временное здание, где будет проходить обучение до того, как будет построен кампус. Занятия начнутся с сентября-октября, в этом году мы возьмём около ста человек магистров на программы Московского университета на английском языке», — рассказал Виктор Садовничий. Основным спонсором строительства МГУ-ППИ стало китайское правительство, которое взяло на себя все расходы — как на строительство, так и на зарплаты преподавателей.

Первыми специальностями для бакалавриата станут прикладная математика и информатика, химия, физика и механика материалов, экономика, экология и природопользование, русский язык и литература. Преподавание будет вестись на трех языках: русский, китайский и английский, соответственно специалисты, которые станут выпускниками, смогут владеть тремя важнейшими мировыми языками. В МГУ-ППИ будут приниматься абитуриенты как из Китая, так и из других стран, количество учащихся будет доведено 5 000. Обучение в этом ВУЗе будет платным, уровень оплаты будет примерно таким же, как современная стоимость учебы в МГУ.

Название изображения

В 2016 году в МГУ начнет работу школа-интернат для одаренных детей.

Это тоже знаковый проект Университета. Помимо знаменитой Колмогоровской школы, в МГУ будет еще одна школа для юных талантов в разных областях знания. Ее строительство завершается к сентябрю. «Это будет настоящий дворец для школьников — шесть корпусов, бассейн, общежития (это школа-интернат), огромный спортивный комплекс, и, конечно, главный учебный корпус, — рассказал ректор. — Сейчас идет напряженная работа по правилам приема в школу и программным принципам преподавания. Мы считаем, что эта школа должна быть уникальной. Наряду с принципами обычных образовательных стандартов, будут еще модульные принципы, обучение по специальным междисциплинарным проектам, большое внимание будет уделяться способностям школьников проявить себя, добиться некоего результата — что-то сделать, решить, и так далее. Будут небольшие группы во главе с наставниками. К этим разработкам привлечены психологи, самые современные специалисты по образованию. К преподаванию будет привлечена профессура МГУ и школьные учителя, которых мы будем отбирать по конкурсу».

Занятия планируется начать уже в этом новом учебном году, набор учеников будет происходить в 2 этапа. К первому подключены 14 городов России, покрывающих всю географию страны, во всех них в один день в течение 4 часов пройдет письменный экзамен, работы поступят в МГУ на проверку. 500 лучших абитуриентов будут приглашены на второй этап вступительных экзаменов. Он будет проходить в форме летней школы в течение месяца в Сочи, в комплексе «Сириус». За тем, как дети участвуют в конкурсах, интеллектуальных играх, практических занятиях будут наблюдать опытные педагоги.

В результате будет отобрано 100 человек, которые станут первыми учениками новой школы для одаренных детей. Это будут ученики старших классов: с 9 по 10 класс. Для победителей Всероссийских олимпиад предусмотрены льготы, как на первом, так и на втором этапе отбора. Учеба будет идти по пяти главным профилям-направлениям: математический, естественнонаучный, общественно-экономический, гуманитарный и инженерный.

В ответах на вопросы В.А. Садовничий коснулся темы национального рейтинга институтов в РФ. Его критерии уже сформулированы. В их числе — роль вуза в обществе, в регионе, судьба его выпускников, мнение работодателей о них. Эти критерии будут утверждаться на совете активно работающей группы ректоров российских ВУЗов. Есть и представления о том, какая организация будет выполнять роль оператора рейтинга. «Все готово к старту, и мы надеемся, что уже в 2017 году полностью обработанная информация будет представлена обществу, как результаты нового рейтинга» — сказал Виктор Садовничий.