Материалы портала «Научная Россия»

Катастрофы в Мексиканском заливе можно было избежать

Катастрофы в Мексиканском заливе можно было избежать
В погоне за прибылью американцы не учли опыт предыдущих аварий

Разлива нефти в Мексиканском заливе, который произошёл весной 2010 года, можно было избежать, если бы был учтён опыт предыдущих аварий. Статью об этом подготовил Чарльз Вульфсон (Charles Woolfson) из Университета Линчёпинга в Швеции.

Произошедший 20 апреля 2010 года взрыв нефтяной платформы Deepwater Horizon привёл к гибели 11 человек и экологической катастрофы.

Вульфсон провёл глубокий анализ крупнейшей подобной катастрофы, произошедшей в 1988 году в Северном море и унесшей жизни 167 человек. Он обнаружил ряд печальных сходств между двумя случаями. Дело в том, что после 1988 года практически не были изменения требования безопасности к нефтяному бурению в США.

Обе катастрофы показывают, что сокращение расходов неминуемо влечёт ухудшение безопасности. Так, в случае катастрофы в Мексиканском заливе в последний момент был отменён заключительный тест цементной пробки, дефект которой и привёл к разрушению платформы. Он стоил бы 128 тысяч долларов.

Другие критические факторы – это «захват регуляторов» и боязливость и разобщённость работников. «Захват регуляторов» означает, что независимый контролирующий орган в отрасли всё больше и больше действует в интересах определённых частных компаний. Так произошло с отделом нефтяной инженерии Министерства энергетики Великобритании и со Службой управления полезными ископаемыми США.

Нормативы по наземному бурению постоянно ужесточались, но глубоководное оставалось исключением. Ради ускорения производства уже к 2000 году для добычи нефти в Мексиканском заливе сделали 795 исключений из экологических требований. В ходе консультаций с представителями отрасли ужесточение норм долго затягивалось, а в 2003 году Белый дом вообще наложил вето на новые ограничения, предложенные регулятором.

В штате контролирующих органов стало не хватать квалифицированных специалистов, а нефтяные компании с радостью стали давать многочисленные обещания о самоконтроле.

К тому же, работники компаний не принимают самостоятельные решения из-за боязни наказания за выражение собственного мнения. В случае Deepwater Horizon служащие платформы даже не взяли на себя ответственность по активации системы предупреждения чрезвычайной ситуации. Все попытки создать профсоюз были пресечены.

После каждой из катастроф контролирующие органы были реформированы, но, как полагает Вульфсон, их «постепенный износ» снова приведёт к ухудшению безопасности. Главная причина тому – всё возрастающий в мире спрос на нефть.

разливы нефти техника безопасности университет линчёпинга

Назад

Социальные сети

Комментарии

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий