Космическая опасность становится всё более очевидной – ИДГ РАН

По словам Ольги Поповой из Института динамики геосфер, в наше время метеоритов больше не стало, зато население Земли заметно выросло, – а значит, и угроза от падающих небесных тел становится более ощутимой

Опасность, которую могут представлять для населения Земли метеориты, в наше время становится заметнее – но не потому, что метеоритов падает больше, а потому что плотность заселения нашей планеты постепенно возрастает; такое мнение высказала корреспондентам ИТАР-ТАСС старший научный сотрудник Института динамики геосфер Российской академии наук (ИДГ РАН) Ольга Попова, которая была одним из руководителей экспедиции по изучению Челябинского метеорита.

Экспедиция посетила более 50 населённых пунктов вокруг Челябинска, опросила множество свидетелей, провела астрономическую съёмку. Как особо отметила Попова, благодаря современному развитию бытовой видеотехники, многие местные жители смогли предоставить учёным массу видеозаписей, оказав науке колоссальную помощь.

Исследователи пришли к выводу, что все объекты, упавшие на Южном Урале в середине февраля нынешнего года, являются кусочками маленького астероида (или «метеороида»), который в момент входа в плотные слои атмосферы имел скорость 19 км в секунду, диаметр до 20 метров и массу порядка 11 тыс. тонн. Энергия его взрыва составила порядка полумегатонны в тротиловом эквиваленте, и более 99 процентов твёрдого вещества ушло в газ и пыль. Самый крупный фрагмент метеорита, весом около 650 кг, был поднят со дна озера Чебаркуль в середине октября.

По наблюдениям учёных, каждый день в атмосферу Земли попадает огромное количество мелких частиц космического происхождения. Ежегодно в земную атмосферу входит от 10 до 30 объектов диаметром около метра. Более крупные объекты достаточно редки.

«Тунгусский метеорит 1908 года был крупнее. Его энергия оценивается в диапазоне от 3 до 15 мегатонн», – говорит Попова.

На текущей неделе ещё одна международная группа учёных опубликовала в журналах Nature и Science исследование, согласно которому столкновение небесных тел весом более 10 тыс. тонн с Землёй может происходить примерно каждые 30-40 лет, а не 150, как предполагалось ранее. Этот вывод основан на данных о частоте сгорания метеоритов в атмосфере Земли. Таким образом, специалисты под руководством канадского профессора Питера Брауна из университета Западного Онтарио опровергли прежние оценки, согласно которым вероятность падения на Землю метеорита, сходного по характеристикам с Чебаркульским, в обозримом будущем мала.

институт динамики геосфер ран канада космическая опасность метеориты прогнозирование