Челябинский метеорит: свет, звук и запах

Международная группа учёных под руководством Ольги Поповой из Института динамики геосфер РАН опубликовала первое всеобъемлющее исследование самого падения метеорита

Челябинский метеорит – это не только выбитые стёкла, обернувшиеся травмами для ряда людей, но также странные запахи и звуки. Таким предстаёт падение космического тела и его последствия в первом подробном научном описании этого события, передаёт агентство РИА Новости.

Ольга Попова из Института динамики геосфер РАН и 58 её коллег из России, США, Японии, Китая, Кореи, Финляндии, Голландии и других стран опубликовали в журнале Science четырёхстраничную статью и 144-страничное приложение, где впервые детально описаны результаты многомесячной работы учёных, пытавшихся понять, что же свалилось на головы людей утром 15 февраля 2013 года.

«Это был самый мощный взрыв космического тела над сушей со времён плохо наблюдавшегося падения Тунгусского космического тела, энергия которого оценивается в 10-50 мегатонн», – говорится в статье.

Это событие продолжалось ровно 16 секунд. Учёные проанализировали 34 видеозаписи падения челябинского болида и установили, что впервые болид появился в поле их зрения в 03:20:20 по Гринвичу (московское время – плюс четыре часа, в Челябинске – ещё плюс два), через три минуты после рассвета. Через 12 секунд его яркость достигла пика, а ещё через четыре всё завершилось.

За это время из болида «ушло» более 99 процентов твёрдого вещества – до Земли долетело всего четыре-шесть тонн из примерно 13 тысяч. Остальное испарилось или превратилось в пыль.

На карте деревни и города, где ударной волной были выбиты стёкла, легли характерной «бабочкой», крылья которой были развёрнуты перпендикулярно траектории полёта болида. Примерно такую же «бабочку» на карте вывала леса почти сто лет назад нашли исследователи Тунгусского события.

Опрошенные учёными свидетели события говорили, что им было больно смотреть на метеор. Около 25 человек из 1,1 тысячи опрошенных сообщили, что получили ожоги, 315 чувствовали жар, а 415 – тепло от излучения. Один из жителей посёлка Коркино получил настолько сильные ожоги лица, что у него начала слезать кожа, как от обгорания на солнце.

Челябинский болид оказался «звучащим»: свидетели слышали электрофонные звуки – так называют странные потрескивания, которые иногда слышны во время полета болида. Такие звуки не могут исходить от самого космического тела, ученые считают, что их провоцируют электромагнитные поля, возникающие при полёте.

Несколько жителей Еманжелинска сообщили, что во время вспышки слышали шум, похожий на гудение трансформатора, некоторые говорили о звуке, подобном «шкворчанию» масла на сковородке, шипении, треске. Однако полномасштабного электромагнитного импульса во время полёта зафиксировано не было.

Кроме того, люди в течение целого дня чувствовали запах серы или запах гари, который появился через час после взрыва.

курьёзы метеорит чебаркуль