Упавший в СССР метеорит подсказал учёным новое применение алмазов

Уникальные светящиеся алмазы обнаружили российские и европейские физики при изучении метеорита, который нашли в Казахстане ещё в 1962 году

Новые идеи по выращиванию и применению алмазов подсказал физикам метеорит, найденный на территории СССР полвека назад, передаёт агентство РИА Новости, ссылаясь на публикацию в журнале Nature Nanotechnology.

Обычные и микроскопические алмазы с различными внутренними «дефектами» в последние годы привлекают к себе всё больше внимания со стороны специалистов. Так, в последние два года учёные смогли приспособить наноалмазы для работы в качестве кубитов (базовых элементов квантового компьютера), а также превратили их в нанотермометры, способные измерять температуру в разных частях клетки. Йорг Врахтруп из университета Штуттгарта (Германия) и его коллеги, в том числе ряд специалистов из институтов общей физики и геохимии РАН в Москве, обнаружили новый способ выращивания таких наноматериалов, изучая микроалмазы, извлечённые из метеорита, который был найден возле деревни Ефремовка в Казахстане в 1962 году.

По словам учёных, данный «небесный камень» содержит в себе множество алмазных вкраплений размером от 1 до 10 нанометров. Физики собрали небольшое количество таких «бриллиантов» и изучили их химический состав и свойства, используя просвечивающий электронный микроскоп высокого разрешения. Врахтруп и его коллеги обнаружили, что даже самые небольшие алмазы, чей диаметр составлял около нанометра, часто содержали в себе включения из атомов кремния. Обнадёженные этим результатом, исследователи отобрали несколько наночастиц, приклеили их к листу кремния и подсветили красным лазером.

Эксперимент завершился удачно – наноалмазы поглощали фотоны лазерных импульсов и испускали их обратно в виде тёмно-вишнёвого света. Данный факт, как считают учёные, демонстрирует возможность промышленного изготовления подобных алмазов и использования их для различных научных и промышленных целей.

алмазы метеориты нанотехнологии россия в мировой науке фотоника