"Память о таких людях – это и есть научная школа"

Открыта памятная доска, посвященная памяти академика Якова Борисовича Зельдовича.

На территории Института прикладной математики им. М.В. Келдыша РАН состоялось открытие памятной доски, посвященной памяти академика Якова Борисовича Зельдовича.

Борис Четверушкин, директор ИПМ им. Келдыша РАН, академик
Радий Илькаев, научный руководитель РФЯЦ-ВНИИЭФ, академик

Торжественная акция приурочена к 100-летию со дня рождения Якова Зельдовича. В церемонии приняли участие дочь и правнук академика, директор института прикладной математики им. М.В. Келдыша, академик Борис Четверушкин, директор ИПМ им. Келдыша РАН, научный руководитель РФЯЦ-ВНИИЭФ, академик Радий Илькаев, руководитель Санкт-Петербурского отделения Математического института им. В.А. Стеклова РАН, академик Людвиг Фаддеев, директор астрономического Института имени Штернберга, академик Анатолий Черепащук, заведующий сектором математической физики в Физическом институте им. П. Н. Лебедева РАН, академик Владимир Захаров и многие другие коллеги и ученики Зельдовича.

Друзья и соратники Якова Борисовича отметили его огромный вклад в атомную физику, астрофизику, теорию горения. Было подчеркнуто формирование им целой научной школы. Помимо всего прочего коллеги и ученики академика вспоминали, что  Зельдович был не только выдающимся ученым с мировым именем, но и замечательным человеком, который помогал молодым ученым и создавал в коллективе дружелюбную атмосферу.

В интервью «Научной России» заведующий отделом Института прикладной математики им. М.В. Келдыша РАН Михаил Галанин рассказал, какую роль в физической науке сыграл Яков Зельдович: «Для меня Яков Борисович ― олицетворение яркого ученого вообще. Мне не довелось с ним общаться, но мне доводится много общаться с его учениками, это очень яркие, эмоциональные люди, они несут его дух в себе. И множество раз при обсуждении научных и человеческих проблем, я слышал много отзывов о Якове Борисовиче и все сходятся в том, что он был великим ученым. Открытие памятной доски ― очень важное событие, потому что человек должен помнить свое прошлое, своих предков. Иначе он лишается своего достояния, всего, что ему помогает жить и работать».

Ученик академика Зельдовича, главный научный сотрудник ИПМ им. Келдыша РАН Валерий Чечеткин рассказал, каким человеком был Яков Борисович: «Я проработал с Яковом Борисовичем больше двадцати лет. Был его аспирантом, занимался астрофизикой. Академик Зельдович является создателем современной теории астрофизики, разработанной в стенах ИПМ им. М.В. Келдыша. Он был выдающимся ученым и  необыкновенный человек, с ним было очень интересно. В первую очередь он был человек, а потом уже ученый. Он учил в первую очередь понять, что вам важно, нужно достичь в науке. Память о таких людях – это сохранение основ, научного мышления. Это и есть научная школа».

Людвиг Фаддеев, физик-теоретик и математик, действительный член РАН  Анатолий Черепащук  директор Государственного астрономического института им. Штернберга, академик РАН

Владимир  Захаров, академик, заведующий сектором математической физики в Физическом институте им. П. Н. Лебедева РАН Михаил  Галанин, доктор физико-математических наук, профессор, ведущий научный сотрудник,  зам. зав. отдела Института прикладной математики им. М.В. Келдыша РАН

Валерий  Чечеткин, главный научный сотрудник ИПМ им. Келдыша РАН, д.ф-м.н.

Яков Борисович Зельдович ― советский физик и физико-химик. Академик АН СССР (1958). Трижды Герой Социалистического труда (1949, 1954, 1956).

С 1938 года заведовал лабораторией в Институте химической физики АН СССР. В конце августа 1941 года вместе с институтом был эвакуирован в Казань. В 1943 году вместе с лабораторией переведён в Москву. С 1946 по 1948 годы заведовал теоретическим отделом Института химической физики АН СССР. Одновременно, по 1948 год, — профессор МИФИ.

Один из создателей атомной бомбы (29 августа 1949 года) и водородной бомбы (1953) в СССР. Наиболее известны труды Якова Борисовича по физике горения и взрыва, детонации, ядерной физике, астрофизике, гравитации. Зельдович внес крупнейший вклад в развитие теории горения.

В 1939—1941 годах Я. Б. Зельдович и Ю. Б. Харитон впервые осуществили расчёт цепной реакции деления урана.

Зельдович и Солпитер в 1964 году первыми (независимо друг от друга) выдвинули предположение (теперь ставшее общепринятым), что источниками энергии квазаров служат аккреционные диски вокруг массивных чёрных дыр.

В сотрудничестве с Р. А. Сюняевым создал теорию рассеяния реликтового излучения на электронах и предсказал физическое явление, известное под названием эффекта Сюняева — Зельдовича.

институт прикладной математики им келдыша ран мемориальная доска яков борисович зельдович