Биологи из Великобритании выяснили, что молекулы растительных аллергенов очень похожи на молекулы в геномах паразитических червей. Таким образом, организм человека, учась противостоять паразитам, в качестве «побочного эффекта» приобрел аллергические реакции на некоторые раздражители. Статья опубликована в журнале PLOS Computational Biology.

Ученые использовали методы вычислительной биологии, чтобы составить «портреты» 2712 белковых молекул, известных как аллергены, а также 2445 молекул белков, содержащихся в организме паразитов — гельминтов и паразитических членистоногих. Анализ показал значительное сходство между собой молекул из двух этих групп. Например, аллерген, содержащийся в березовой пыльце, оказался похож по своему строению и характеристикам на белок, найденный у паразитических червей, вызывающих болезнь под названием шистосомоз.

Ученые поясняют, что само по себе сходство на таком уровне растений и паразитических червей неудивительно, но таким образом можно объяснить суть аллергической реакции человека, которая до сих пор не вполне понятна ученым. И если дело в том, что организм «путает» эти раздражители и реагирует на пыльцу и другие аллергены так же, как на паразитов, то можно подойти к совершенно новым способам лечения аллергии, регулируя такой патологический иммунный ответ.

От аллергии страдает множество людей по всему миру, и недавнее исследование показало, что процессы глобального потепления сделают аллергии, в частности на пыльцу, еще более распространенными.