Группа британских зоологов под руководством Алесии Картер (Alecia Karther) из университета Кембриджа в течение шести лет изучала поведение и социальные связи павианов. Результаты своих наблюдений ученые опубликовали в Royal Society Open Science.

Исследование Алесии Картер и ее коллег началось в 2009 году в заповеднике Тсаобис Леопард в Намибии. Там они обследовали две группы медвежьих павианов, каждая из которых начитывала в разные годы от 20 до 50 особей. Ученые обращали внимание на то, как обезьяны взаимодействуют между собой. В результате исследования выяснилось, что павианы предпочитали заниматься грумингом, то есть очисткой друг друга, с наиболее похожими на них особями. Так, почти все павианы предпочитали заниматься этим с обезьянами того же возраста и социального статуса. Кроме того, павианы, которые отличались решительным поведением, предпочитали чистить также решительных особей. Однако самки обычно чистили самцов и наоборот.

Как поясняют ученые, такое поведение обезьян очень напоминает человеческое — люди тоже обычно стараются общаться теми, кто примерно одного возраста и убеждений с ними. Такое предпочтение себе подобных может быть связано с тем, что внутри таких групп удобнее передавать новую информацию, перед тем как она станет доступной всему сообществу целиком. То же, что самки павианов чаще взаимодействуют с самцами, а не с похожими на них самками, может объясняться тем, что самцы павианов часто убивают своих детей, сомневаясь в своем отцовстве, и взаимной чисткой павианиха пытается убедить своего партнера в том, что это именно его дети.

Интересно также, что обезьяны похожи на людей не только в том, что они предпочитаются взаимодействовать с наиболее похожими на себя особями, но и тем, что у них тоже бывает «кризис среднего возраста». Кроме того недавно первая обезьяна была в юридическом смысле почти признана человеком.