Медицина на микроскопических рубежах

Биоинженеры создают медицинские приборы на наноуровне.

Все живые организмы сталкиваются со сложной задачей: принимать питательные вещества и выводить отходы, не пуская при этом внутрь яды и возбудителей болезней. Тело человека и других позвоночных на клеточном уровне защищено с помощью герметичных  связей между соседними клетками. Плотные соединения есть практических во всех тканях, именно они делают нашу кожу водонепроницаемой. Однако они очень затрудняют проникновение лекарств снаружи к органам тела.

Устройства по доставке лекарственных средств нано- и микроуровня (размером от нескольких атомов и не толще человеческого волоса) могут взаимодействовать с плотными контактами и другими клеточными структурами для более эффективного введения лекарств. Например, мы разработали тончайшую пленку с малюсенькими крючочками, за которые могут зацепляться клетки. Эта пленка активирует определенные химические процессы в клетках и структура мембраны меняется так, что плотные контакты поддерживаются в открытом состоянии. Это позволяет врачам снизить дозу высокотоксичного противоопухолево препарата, сделав ее менее опасной, или доставить больше вещества напрямую к нужному органу. Например, при лечении диабета капсулы с инсулином могут прикрепляться к стенкам кишечника и выпускать инсулин в течение длительного времени, а не выходить сразу из организма.

Tejal Desai

Теял Десай (Tejal Desai), профессор биоинженерии и терапевтических наук Калифорнийского университета в Сан-Франциско рассказывает: "Сейчас мы разрабатываем устройство для лечения возрастной дегенерации жёлтого пятна, заболевания вызывающего слепоту. В настоящее время пациенты посещают врача раз в месяц для инъекции лекарства в глаза. Однократного введения нашего наноустройства должно хватить, по меньшей мере, на шесть месяцев. Оно будет располагаться в задней части глаза и в течение длительного времени выделять лекарство через микроскопические поры, а затем само растворится, когда опустеет.  В перспективе мы думаем о наногранулах, которые будут связываться с определенными местами в организме и улучшать всасывание препаратов за счет открытия плотных контактов".

биоинженерия микроскопические поры наногранулы наноустройство теял десай