Меченосец посылает сигналы любви

Биологи обнаружили, что на чешуе самцов этих рыбок есть орнамент, видимый в поляризованном свете, и эти украшения определяют их привлекательность для самок.

Рыбка северный меченосец (Xiphophorus nezahualcoyotl) выбирает себе пару для образования семьи буквально так же, как павлин — по ярким пятнам (только не на хвосте, а на чешуе). Разница в том, что эти пятна видны только в поляризованном свете. Это выяснили морские биологи из Техасского университета в Остине (США), работавшие вместе с профессором Виктором Груевым, занимающимся компьютерными науками в Вашингтонском университете в Сент-Луисе (США). Статья о работе группы морских биологов из Техасского университета опубликована в журнале PNAS.

Профессор Груев разработал биотехнологическую поляризационную камеру, которая и позволила биологам увидеть яркую орнаментальную раскраску самца северного меченосца. По сути, такая камера представляет собой примерно то же самое, что и поляризованные очки, которые уменьшают блеск солнца путем отсеивания поляризованного света.

«У рыб существует вполне социальное общение, — говорит профессор Груев. — Мы видели, как самка изучала окраску больших самцов и разглядывала орнаменты на их чешуе в поляризованном свете. Во время периода ухаживания чем больше такой поляризованной раскраски есть у самца, тем выше его шансы на удачу в спаривании. Когда мы светом подавляли идущие от самца сигналы, интерес к нему самок резко падал».

Другие морские существа тоже способны видеть поляризованное изображение. Ранее это свойство было обнаружено у беспозвоночных, таких как осьминоги, а сейчас впервые найдено и у позвоночных (рыб).

поляризованный свет рыбы спаривание