Новые тексты древних майя обнаружены в Мексике

Несколько каменных стел с письменами 7-9 вв. нашей эры найдено археологами в древнем городе Чактун

Важное археологическое открытие, которое позволит расширить знания о древней культуре народа майя, сделали исследователи на территории юго-восточного мексиканского штата Кампече, сообщает агентство ИТАР-ТАСС со ссылкой на представителей Национального института антропологии и истории (INAH) Мексики.

В ходе раскопок археологи нашли в старинном городе Чактун 19 стел, которые были созданы в период с 600 по 900 годы нашей эры. На трёх обнаруженных стелах сохранились надписи, сделанные в далеком прошлом населявшими город жителями. Высота древних сооружений составляет от двух до трёх метров, а их вес достигает одной тонны.

Как рассказал научный сотрудник INAH Октавио Эспарса, некоторые из вертикальных камней использовались населением Чактуна для отмечания календарных периодов, а также в качестве памятных знаков по окончании войн или рождения наследников правителей города. Учёный отметил, что надписи на трёх стелах сейчас изучают специалисты института. Они надеются, что по итогам исследования удастся получить новые сведения, рассказывающие об укладе жизни древнего населения Чактуна, который и сам совсем недавно обнаружен археологами.

Возле некоторых стел во время раскопок найдены осколки керамических изделий, которые, как полагают историки, население Чактуна приносило в жертву перед осуществлением ритуального паломничества. На одной из каменных плит обнаружены писания, свидетельствующие о создании постройки в 731 году.

Количество обнаруженных стел, по мнению учёных, говорит о большой важности для древних майя города Чактун, который, по предварительным данным, занимал площадь более 22 га. В районе раскопок археологи нашли также около 20 алтарей, которые использовало население для подношения даров своим духовным покровителям.

За последние годы в Мексике уже не раз делались важные открытия, принесшие новые знания о жизни древних майя. Ряд обнаруженных старинных поселений пока не открыты для доступа публики, а некоторые из них находятся под особой охраной, чтобы избежать расхищения старинных экспонатов.

майя мексика письменность раскопки