Сегодня состоится запуск зонда MAVEN

Его прямую трансляцию сможет увидеть любой желающий на сайте SPACE.com

18 ноября текущего года в 13 часов 28 минут по времени восточного побережья США (22:28 по Москве) с космодрома на мысе Канаверал будет запущен новый орбитальный зонд NASA – MAVEN. Пуск ракеты-носителя с этим аппаратом будет транслироваться онлайн на сайте SPACE.com начиная с 11 часов ET (20:00 Мск).

Название зонда расшифровывается как «аппарат для исследования эволюции атмосферы и летучих веществ на Марсе» (англ. Mars Atmosphere and Volatile Evolution). На подготовку этой миссии американское космическое ведомство затратило около 671 миллиона долларов. Его основной задачей действительно будет являться изучение атмосферы Красной планеты, и прежде всего поиск ответа на вопрос, куда она в основной своей массе исчезла. Ведь когда-то, по мнению учёных, газовая оболочка на Марсе была достаточно плотной, чтобы поддерживать воду в жидком состоянии, а следовательно, способствовать зарождению жизни.  Теперь же её плотность не превышает одного процента от плотности атмосферы Земли.

Прибытие зонда к Марсу планируется примерно через 10 месяцев после запуска – 22 сентября 2014 года. Двое суток спустя там должен оказаться и его индийский «коллега» – «Мангальяан», который тоже будет изучать состав экзосферы Марса, ища в ней следы метана.

На сегодняшний день MAVEN является самым тяжёлым среди марсианских космических аппаратов. С массой 2,55 тонны он значительно превосходит своих «старших товарищей» из NASA – «Марс-Одиссей» (376 килограммов) и MRO (2,18 тонны), а также европейский аппарат «Марс-Экспресс» (1,12 тонны) и работающий сейчас на поверхности планеты 900-килограммовый Curiosity – самый массивный из посадочных роботов. «Мангальяан» тоже оказывается позади с массой 1,34 т.

MAVEN будет работать на экстремальной орбите – высота его полёта над поверхностью Марса будет меняться с 6 тысяч до 150 километров. При этом учёные планируют, что зонд совершит пять ещё более глубоких «нырков» – до 124 км, чтобы напрямую взять пробы и проанализировать газовый состав атмосферы.

Также зонд станет обеспечивать ретрансляцию данных с марсоходов Curiosity и Opportunity, к которым в 2016 году присоединится посадочный зонд InSight, в 2018 – европейский марсоход проекта «ЭкзоМарс», а в 2020 – ещё один, пока безымянный марсоход NASA.

Источник: www.space.com, ria.ru