В Индийском океане обнаружен затонувший континент?

В песке маврикийских пляжей обнаружены зёрна циркона, которые могут служить свидетельством наличия континентальной коры на дне теперешне

Между Мадагаскаром и Индией на дне морском, возможно, покоятся остатки древнего материка. Об этом свидетельствует недавнее исследование группы учёных во главе с Бьёрном Ямтвейтом (Bjørn Jamtveit) из университета Осло (Норвегия), результаты которого опубликованы в одном из журналов издательской группы Nature.

Геологи проводили свои полевые исследования на острове Маврикий, расположенном примерно в 900 километрах к востоку от Мадагаскара. Этот остров имеет вулканическое происхождение, и самые древние слои слагающих его базальтовых пород образовались порядка 8,9 млн. лет назад. Однако в песке, взятом с маврикийских пляжей, Ямтвейт и его коллеги обнаружили около двух десятков зёрен циркона (силиката циркония) – этот минерал чрезвычайно устойчив к химической и другим видам эрозии и потому переживает гораздо более длительные эпохи. По оценкам учёных, возраст найденных зёрен составляет от 660 миллионов до почти двух миллиардов лет.

Измерения гравитационного поля Земли в этой части океана также показывают, что толщина литосферных плит составляет 25-30 километров вместо обычных для океанического дна 5-10. Исследователи полагают, что все эти аномалии связаны с наличием относительно большого массива суши, отделившегося от Мадагаскара в результате тектонического разлома примерно в то же время, когда плита, несущая на себе Индийский субконтинент, направилась в сторону Азии. По мнению Ямтвейта, здесь был если не континент, то по крайней мере остров или архипелаг, сухопутная площадь которого примерно втрое превышала площадь острова Крит в Средиземном море.

геология затонувший континент индийский океан маврикий мадагаскар тектонические процессы